Чижевский был моложе Циолковского на сорок лет (родился 7 февраля 1897 года). Будущий ученый – дворянин по происхождению – получил хорошее домашнее образование. Его отец – генерал-майор, артиллерист, изобретатель – служил в Калуге.
Во второй половине 1910-х годов Циолковского нередко стали видеть в сопровождении одного молодого человека. Их возраст, манеры, одежда составляли редкую противоположность. Познакомились они в апреле 1914 года во время посещения Циолковским Калужского реального училища. Константин Эдуардович рассказал ученикам о возможности путешествия в космическое пространство, позволив себе пофантазировать. Прощаясь, Циолковский пригласил всех посетить его дом №69 на Коровинской улице.
Через неделю ученик старшего класса Саша Чижевский пришел в гости к Константину Эдуардовичу. Позже в книге воспоминаний «На берегу Вселенной (годы дружбы с К.Э. Циолковским)» он напишет: «По приблизительным подсчетам за 15 лет, с 1915 по 1930 годы, я в Калуге пробыл не менее 50 месяцев, за которые имел минимум 250 встреч с Константином Эдуардовичем. Каждая встреча в среднем длилась не менее 3-4 часов…»
Александр в это время увлекся изучением циклической деятельности Солнца. Он изложил Циолковскому свою теорию периодических солнечных влияний на органический мир Земли. Им было высказано предположение, что жизнь на нашей планете чутко отзывается на периодические излияния, возмущения, приходящие извне, в частности, со стороны Солнца.
Его мысли были созвучны мыслям Циолковского. Тот похвалил юного ученого и посоветовал ему подтвердить свою догадку фактическим материалом. И добавил при этом, что без серьезного образования в науке делать нечего, что сейчас научное открытие совершается на стыке наук.
Со временем Чижевский получил разностороннее образование. Он окончил археологический институт (здесь защитил магистерскую диссертацию на тему «Русская поэзия XVIII века»); Московский коммерческий институт, физико-математический и медицинский факультеты МГУ, преподавал в МГУ, совмещая работу с научной деятельностью.
Чижевский сделал несколько открытий в различных областях науки, но особо выдающимся достижением его является научное обоснование влияния космических факторов на процессы в наполненной жизнью оболочке Земли. К этому он возвращался всю свою жизнь. Это было главным предметом его научных бесед с Циолковским. Старший друг и наставник высоко оценил работу Чижевского «Земное эхо солнечных бурь», подчеркнув важность ее для медико-биологического прогнозирования в борьбе с эпидемиями.
Вершиной творчества Чижевского можно назвать открытие им влияния солнечной активности на динамику исторического процесса. На эту тему он защитил докторскую диссертацию в МГУ в 1918 году.
В 1922 году Чижевский выступил с теорией гелиотараксии, в которой обосновал влияние солнечной активности на коллективы, большие массы людей. Он сформулировал закон: «Состояние предрасположения к поведению масс есть функция энергетической деятельности Солнца».
Математико-статистический анализ различных массовых движений за весь доступный исторический период, начиная с 500 года до нашей эры, привел Чижевского к выводу о наличии в них циклических колебаний, совпадающих с периодами солнечной активности. Подобные вопросы волновали и Циолковского…
В 1924 году появилась монография Чижевского «Физические факторы исторического процесса». Работа подверглась было резкой критике, но на её защиту решительно встал Циолковский, выступив в печати со статьей, где было сказано: «Молодой ученый создал новую сферу человеческого знания. Все эти широкие обобщения и смелые мысли высказываются автором в научной литературе впервые, что придает им большую ценность и возбуждает интерес… Книжку Чижевского с любопытством прочтут как историки, которым все в ней будет ново и отчасти чуждо (ибо в историю врывается астрономия), так и психологи, и социологи».
Ощущая постоянно поддер-
жку Циолковского, Чижевский, в свою очередь, проявлял заботу о своем учителе. В 1923 году Р. Годдарт в США и Г. Оберт в Германии конструируют ракетный двигатель. Оба конструктора начинают именоваться истинными основоположниками ракетной техники. Имени Циолковского не упоминается, хотя еще в 1903 году он опубликовал знаменитую статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Чижевский решил взять на себя восстановление приоритета Циолковского перед всем миром. «Хватит обворовывать русский народ! Довольно!» – заявил он. Но на его пути возникнет немало трудностей…
Судьбу самого Чижевского тоже нельзя назвать счастливой. Его работы, монографии были опубликованы во Франции, Америке, Германии, где вызвали большой интерес у читателей. В советской России его считали мистиком. Например, его теория гелиотараксии была отвергнута учеными-партийцами. Против неё яростно восстал известный полярник, академик О.Ю. Шмидт. Чижевский предостерегал от вульгаризации его выводов: «… Солнце не решает ни общественных, ни экономических вопросов, но в биологическую жизнь планеты оно, безу-
словно, вмешивается очень активно». Он защищался, как мог. Но в 1942 году его арестовывают, и он получает восемь лет лагерей. В хрущевскую «оттепель» его реабилитировали. Только в конце 1960-х годов (ученый скончался в 1964 году) началось серьезное изучение трудов Чижевского.
«Ложь и заблуждение – такое же проявление Вселенной, как и правда, – писал Циолковский. – Это выражает только процесс развития существ, который происходит постепенно. Но он должен кончиться. Наступит правда на Земле, и тогда мы услышим из уст выросшего сознательного существа установившийся голос Вселенной». Ни о чем другом, как о торжестве истины, и не помышляли великий учитель и столь же великий ученик.