18:35 МСК
Вторник
29 / 11 / 2022
2859

Зажигая «Огни»

...Заниматься танцами в Рязанское областное училище культуры (в Шацке) Светлану Леженкину привела мама: девочке надо было поправить здоровье, она росла худенькой и болезненной. С тех пор очень многое в жизни Светланы изменилось, а вот танцы остались ­– навсегда, уверена она.

Светлана Валентиновна Рогачикова ­– преподаватель Рязанского колледжа культуры, председатель предметно-цикловой комиссии хореографических дисциплин, почетный работник культуры Рязанской области, руководитель народного театра танца «Огни».

В копилке достижений этого коллектива – победы в творческих конкурсах и фестивалях «Есенинская Русь», «Черный кот» (Гран-при 2009 г.), «Казачье раздолье», «Мы едины, мы – Россия», «Музыкальный фейерверк».

Самый свежий успех «Огней» ­– диплом лауреата 2 степени в номинации «хореографическое исполнительство» Второго фестиваля народного творчества молодежных самодеятельных коллективов ЦФО. Фестиваль проходил в июне в городе Калязине Тверской области. С разговора о нем и началась наша недавняя встреча.

­– Мы поразились тому, насколько сильным был состав участников, мне многие коллективы безумно понравились, ­– вспоминает Светлана. ­– Когда начался отбор участников для гала-концерта фестиваля, я ребятам сказала: «Если нас не выберут, я буду понимать за что, а если выберут ­– будет просто приятно». Нас выбрали...

Конкурс или фестиваль, кроме возможности показать свой уровень,­ – это, прежде всего, возможность многому учиться, развиваться, убеждена Светлана. На достигнутом нельзя останавливаться, можно только идти вперед. Преодоление трудностей ­– часть этой дороги. Совершенства достичь невозможно, но цель ­– в движении. Этому она учит и воспитанников.

­– К Гран-при «Черного кота» мы шли семь лет, это была жесткая школа,­– рассказывает она.­– Всякий раз, выступая там, думали, что многое уже можем, и... оставались в аутсайдерах. Но мы не ломались, а собирались. Заканчивался очередной «Кот», и сразу же начиналась подготовка к следующему фестивалю. В 2009-м наконец многое совпало: состав был сильный (4 – 5 курсы), репертуар сделали удачно, проанализировали прежний опыт, в общем, вложили все.

Репетируют «Огни» по два часа каждый день, без выходных и праздников. Номера рождаются в совместном творчестве, предлагать свои идеи ребята уже привыкли. Возраст участников ­– от 16 до 22 лет, и для них Светлана не только хореограф, но и взрослый человек, которому можно доверять и с которым можно посоветоваться.

– Мы в танце всегда говорим о человеческих отношениях, о том, какими они должны быть между мужчиной и женщиной. И всегда, даже если танец шуточный, я стараюсь, чтобы мальчики носили девочек на руках, в прямом и переносном смыслах,­ – говорит педагог. ­– А девочки будут им за это благодарны.

Эта культура отношений существует не только на сцене, но и в коллективе.

В следующем году исполнится 10 лет, как зажглись «Огни» ­– за это время сменилось семь составов. Сейчас в театре танца порядка 25 человек. Многие из сегодняшнего его состава пришли целенаправленно в этот коллектив.

­– Танцевать можно научить каждого, если у человека есть такое желание, ­– уверена Светлана.­– И для каждого найти наиболее выигрышное амплуа, а потом вывести его на сцену.

Хореограф придумывает танцы для определенных исполнителей и никогда не ставит их, если состав изменился. «Танцы как дети», признается она. И поэтому не смогла назвать любимые свои танцы. Творческая установка ­– осваивать разноплановые композиции, «чтобы коллектив мог все». Это очень непростая и амбициозная задача – тем интереснее ее решать.

– Я не люблю возвращаться к пройденной теме: она изучена и усвоена, лучше осваивать новое. Но если вдруг нужно вернуться к ней, вернемся по-другому, – рассказывает Светлана.

Творческое начало педагога Светланы Рогачиковой в полной мере проявляется и в костюмах, которые к каждому танцу она придумывает сама: «Просто я изначально вижу людей в определенных костюмах». Может быть, потому что в детстве с сестрами она любила рисовать и шить костюмы для кукол.

­– А как вы воспринимаете свою награду, почетное звание?­ – резко меняю я направление разговора.

­– Трудно, – слышу я в ответ. И молчание.

­– Почему вдруг? ­– уточняю, выдержав небольшую паузу.

­– Было очень приятно, конечно. И все же привычнее, когда со сцены мои танцы оценивают жюри и зрители. Оценки моего коллектива и есть мои оценки.

...Об искусстве танца написаны сотни учебников и трактатов. А рассказать танец нельзя ­– его нужно видеть. И если вдруг на концертной афише или в программке вы увидите строчку: «Народный театр танца «Огни» ­– поспешите на эту встречу. Ведь вы, конечно, помните: если, почти как у классика, «огни зажигают...»

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 179 (3730) от 22 сентября 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Уроки управления
Как создать прослойку менеджеров, которые способны и умеют эффективно управлять муниципальным хозяйством? Главами администраций поселений, бывает, становятся машиностроители, гуманитарии. ...
Родники Анатолия Титова
Выставка замечательного русского художника Анатолия Титова откры­лась в пятницу в областном художественном музее. Она называется «Край любимый» и приурочена к 75-летию народного ...
Владлен Гордиенко
Читайте в этом номере: