16:40 МСК
Четверг
24 / 09 / 2020
1384

Звени, звени, златая Русь!

На Всероссийском фестивале колокольного звона в Татарстане участники делились секретами мастерства и обсуждали тонкости звонарского искусства
Автор фото: Вероника Шелякина | Звени, звени, златая Русь!
Фото автора.

В начале августа рязанские звонари Татьяна Буланова и Денис Сидоренко принимали участие во Всероссийском фестивале колокольного звона в Татарстане. Он проходил в Елабуге – небольшом городке с населением около семидесяти тысяч человек. Здесь сохранился великолепный образец купеческой архитектуры XIX века. Двух-трехэтажные каменные дома и старинные особняки буквально утопали в зелени.

В традициях старины

На протяжении 140 лет, вплоть до начала Великой Отечественной войны, в Елабуге проводилась Спасская ярмарка. На нее съезжались купцы со всей страны. Они привозили сюда самые лучшие товары. В 2008 году эту традицию возродили.

В этом году Спасская ярмарка вновь раскинулась на Шишкинских прудах – одном из самых живописных мест Елабуги. Отсюда открывался потрясающий вид на музеи города и Спасский собор. Чтобы только обойти сотни торговых палаток и посмотреть на авторские изделия, надо было потратить минимум три часа. Свою продукцию представляли более 1300 мастеров народных промыслов из 170 городов и населенных пунктов Татарстана и России, Беларуси, Литвы, Монголии, Узбекистана и Эквадора. Кстати, на ярмарке можно было приобрести авторские эксклюзивные работы в вышивальной технике Натальи Звягинцевой из города Рыбное Рязанской области.

На площадках выступали фольклорные коллективы, индейцы в цветных костюмах с перьями играли на народных музыкальных инструментах, циркачи удивляли зрителей своей виртуозностью и показывали трюки.

На Спасской ярмарке была удивительная атмосфера старины. Несмотря на множество людей (а за три дня торговые ряды посетили около ста пятидесяти тысяч человек), не возникло ощущения праздной суеты, балагана и бесконечной давки, как это часто бывает на обычных городских рынках. Необъятные просторы и… колокольный звон сыграли свою роль.

Молитвенный настрой души

Фестиваль звонарей стал главным событием ярмарки. В Елабугу приехали 70 лучших мастеров звонарского искусства, игры на древнерусских инструментах из России, Беларуси, Италии. Сотни людей собирались на площади перед Спасским собором, чтобы послушать большой звон-концерт. Дивные перезвоны звучали не только на 72-метровой колокольне, но и переносных звонницах. Рязанцы исполнили в рамках фестиваля Воскресный звон Николо-Ямского храма.

Вообще для самих участников Спасская ярмарка была хорошей возможностью пообщаться друг с другом, обменяться опытом и обсудить спорные вопросы, традиции и техники исполнения звонов. Многих волновала проблема «электронных звонарей». Это специальное устройство, подключенное к колоколам. Оно имитирует движения рук и ног звонаря, регулируя силу и время удара. По мнению участников фестиваля, новое изобретение – вынужденная мера, связанная с нехваткой профессиональных звонарей.

– Заменить человека, молитвенный настрой его души электронная система никогда не сможет. У нас в Самарской области как-то пытались ее внедрить. Она работала максимум полгода, потом выходила из строя. Установку приходилось все время ремонтировать, а для храмов – это лишние финансовые затраты, – рассказал главный звонарь Самарской епархии Юрий Павлов.

В Самаре при Духовно-просветительском центре «Кириллица» Юрий Максимович ведет школу звонарей, в которой занимаются и дети, и взрослые.

– К сожалению, в отличие от юных воспитанников, среди взрослых, прошедших обучение, единицы идут в церковь, чтобы с помощью звона возвещать о начале богослужений. Не хотелось бы напрасно тратить время на занятия с теми, кто не собирается в дальнейшем развивать свое звонарское мастерство. Поэтому мы стали принимать в школу только тех, у кого есть на то благословение настоятеля храма, – добавил Юрий Павлов.

Пока звонит звонарь…

Елена Шатько приехала на фестиваль в Елабугу из столицы Беларуси – Минска. Она – этномузыковед-капанолог, действительный член Ассоциации колокольного искусства России, кандидат искусствоведения. Елена Геннадьевна рассказала об уникальной экспедиции, которую она провела несколько лет назад на территории Западной Беларуси, где в советские годы традиции колокольного звона не прерывались и передавались из поколения в поколение. Елена Шатько побывала почти в 250 храмах, паспортизировала более полутора тысяч колоколов ХVI-ХХ веков и сделала видеозаписи звонов, которые можно считать настоящим кладезем православной культуры.

– Общение со звонарями, некоторым из которых сегодня далеко за восемьдесят лет, стало для меня настоящим откровением. Потрясла глубина их веры, – говорит Елена Шатько.

В деревнях до сих пор живы древние звоны «на сбор», «во вся», «по душе». Когда умирал человек, люди первым делом бежали к звонарю и просили дать Божьей Матери весть, чтобы Она помолилась о спасении души новопреставленного. По звону колокола, который использовался, люди понимали, кто умер: мужчина или женщина. В некоторых сельских храмах сохранилась преемственность звона, единый мотив.

– Звонарям XXI века он может показаться слишком примитивным. Помню, я решила показать на колокольне настоящий мастер-класс старшему поколению. Но после исполнения звона, я увидела, что дедушки-звонари не смотрели в мою сторону. Для них эти переливы были непонятны. Ведь их звоны простые и спокойные. Возможно мы, современные звонари, к этому придем лет через двадцать и тоже сможем найти звон для своего храма, – рассказала Елена Геннадьевна.

Результаты проведенной экспедиции легли в основу книги, которую Елена Шатько представила участникам фестиваля в Елабуге. И мнение их было едино: традиции звонов нужно развивать и передавать будущим поколениям. Ведь «Русь святая живет, пока звонит звонарь...».

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 148 (4942) от 14 августа 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
По волнам финансовых рисков
Стоит ли доверять свои средства сомнительным конторам?
Константин Могилин
Августовские звоны
Покровский храм в Кораблине возрожден четверть века назад
Юрий Харин
Читайте в этом номере: