Снова он передо мной – 300-страничный том «Летят журавли, летят…», выпущенный издательством «Пресса» при поддержке областного министерства культуры и туризма. Эта книга большого русского поэта, уроженца мещерской деревни Клетино Евгения Маркина стала для меня в последнее время поистине настольной.
В однотомник включено свыше сотни произведений: стихотворения, поэмы. Но на обложке и титульном листе издания стоит имя еще одного его автора – Романа Маркина, сына Евгения Федоровича. Дело в том, что в книге имеется расширенный литературно-биографический комментарий. Его автором как раз и является кандидат искусствоведения, член Союза театральных деятелей России Роман Маркин. Многое из жизни знаменитого отца было ему поведано матерью – видной рязанской журналисткой Галиной Черновой (1938-2012).
В книге четыре раздела: «Жизни моей пролог» (сюда вошли стихи, посвященные войне и сыну Роману); «Навек окольцован в Мещере» (здесь опубликованы произведения о родном крае и его людях, в том числе и поэма «Первая красавица»); «Ты молод. Ты талантлив. Ты в пути» (тут собраны лучшие строки о романтике дальних дорог); «И вспоминать о пройденном скитанье…» (это подборка поэтических раздумий Евгения Маркина о смысле бытия, среди которых и «солженицынский» триптих: «Белый бакен», «Невесомость», «Прощание с гвардии капитаном»).
Издание богато проиллюстрировано, но даже и не будь этих фотографий, духовный мир автора представлен зримо и прозрачно – сотворен сердцем. По прошествии более 35 лет после ухода Евгения Федоровича все яснее понимается, что именно он и стал одним из создателей современной рязанской литературы, заложив основы обозначенной еще в минувшем веке касимовской поэтической школы.
Маркинская книга «Летят журавли, летят…» – это настоящий учебник творчества для новых поколений литераторов. Многие произведения, включенные в этот темно-синий с серебряным тиснением том, вызывают восхищение незаемностью чувств, точностью формы, поэтической смелостью и глубиной. В качестве примера позволю себе привести стихотворение «Притча». Оно слагалось Евгением Маркиным, можно сказать, почти всю его творческую жизнь, еще с 50-х и до конца 70-х годов. Здесь в двух десятках строк высвечена судьба человеческая:
В чистом поле, за седьмой верстой,
рос дубок с волшебною листвой…
По траве в далекие года
прибегали юноши сюда:
– Научи, пожалуйста, листва,
говорить красивые слова!
В чистом поле, за седьмой верстой,
дуб стоял с волшебною листвой.
По знакомой тропке, вдоль межи,
приходили зрелые мужи:
– Научи, пожалуйста, листва,
нужные придумывать слова!
В чистом поле, за седьмой верстой,
дуб темнеет бронзовой листвой.
И к нему дорогой напрямки
тянутся седые старики:
– Научи, пожалуйста, листва,
мудрые подсказывать слова!
В чистом поле, за седьмой верстой…
После последней строки ставшего, по сути, одним из итоговых маркинских стихотворений стоит многоточие. А это означает, что ныне живущим «друзьям моим – поэтам» продолжать и продолжать путь, который был начат их выдающимся наставником, путь, которому нет ни конца, ни края…