В 1945 году после бомбардировки Дрездена картины были перемещены в каменоломни и шахты в различных частях Саксонии. Шахты были заминированы. Сохранность картин была под вопросом. За исключением «Сикстинской Мадонны» Рафаэля, которая была найдена в ящике, картины были свалены на земле, прислоненными друг к другу или к стенам шахт. Не исключена была и возможность их расхищения. Поиском картин Дрезденской галереи занимался специальный батальон 5-й гвардейской дивизии 1-го Украинского фронта.
Почти все картины, прибывшие из побежденной Германии, нуждались в реставрации, и реставрация была проведена специалистами Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, но возможность проводить эти работы появилась только через 3 года, когда дерево высохло.
В мае 1955 года, через 10 лет после Победы, в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина была открыта выставка картин из Дрезденской картинной галереи. Ее посетили 1200 тысяч человек. Москва прощалась с шедеврами из Дрезденской галереи. 60 лет назад, в августе 1955 года, состоялась церемония закрытия выставки, и был подписан акт передачи первой картины ГДР. Это был «Портрет молодого человека» Дюрера. Затем было передано ГДР 1240 картин, часть из них прибыла из Киева. 3 июня 1956 года картины были выставлены в Дрездене.
Факт возвращения подобной коллекции страной, победившей в войне, прецедентов не имеет. Он нес и серьезное нравственное значение. Президент Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина И.А. Антонова вспоминает: «…По ряду причин мне трудно совершенно объективно обсуждать проблемы перемещенной культурной собственности и потери, понесенные в годы Второй мировой войны. Война (и это не пустые слова) глубоко повлияла на жизни и сердца людей моего поколения. Для меня, специалиста по итальянскому искусству, «Сикстинская Мадонна» никогда не будет лишь шедевром Рафаэля. Эта картина навечно слилась в моем сознании и в моей памяти с героическим спасением моей страны и моего народа от уничтожения, слилась с героическим поступком матери, которая пожертвовала жизнью своего сына».