08:32 МСК
Воскресенье
07 / 03 / 2021
1606

Сезон дебатов

15 августа в регионе началась предвыборная агитация в СМИ
Фото предоставлено Избирательной комиссией Рязанской области
Фото предоставлено Избирательной комиссией Рязанской области

Избирательная кампания по выборам в облдуму выходит на финишную прямую: в субботу стартовал самый яркий ее этап. Кандидаты на депутатские кресла в словесных поединках и агитационных роликах на телеканалах, статьях и интервью в газетах, на уличных митингах и в Интернете призывают рязанцев отдать свои голоса в их поддержку.

Как проходит в регионе период агитации, в нашем сегодняшнем выпуске «Я – избиратель», подготовленном «РВ» совместно с Избирательной комиссией Рязанской области, рассказывает заместитель председателя комиссии В­ладимир ГРАЧЕВ.

Р.В. – Владимир Михайлович, в какой период проходит предвыборная агитация в СМИ?

В.Г. – В соответствии с законом на агитационную кампанию в СМИ кандидатам и избирательным объединениям отводится 28 дней. С 15 августа они имеют возможность проводить предвыборную агитацию на телевидении, радио, в периодических печатных изданиях – как государственных, так и негосударственных, которые своевременно подали в облизбирком уведомления о желании предоставлять такие услуги участникам выборов. Завершится агитация в СМИ 12 сентября в 0 часов, когда наступит «день тишины».

Р.В. – Уже началась война компроматов, «черный пиар» – или кампания проходит пока спокойно?

В.Г. – Предвыборная агитационная кампания идет в основном в рамках закона, каких-либо черных технологий, материалов клеветнического характера, экстремистских призывов мы в настоящее время не наблюдаем. На сегодняшний день в Избирательную комиссию области поступило 27 жалоб на нарушение предвыборной агитации. 20 из них рассмотрены, по 12-ти факт нарушений подтвердился, и комиссией направлены представления в правоохранительные органы для пресечения противоправной деятельности. Речь идет о распространении незаконных листовок, незаконных газет-двойников, о баннерах, установленных до начала избирательной кампании. Часть же жалоб носит информационно-разъяснительный характер, во многих случаях заявленные факты не находят подтверждения либо не образуют состав правонарушения. Жалобы идут, как правило, от граждан. Они обращают внимание на нарушения «Справедливой России», КПРФ, «Единой России», ЛДПР, то есть можно предположить, что идет взаимный процесс выискивания нарушений в действиях конкурентов.

Р.В. – На какую из партий жалуются чаще всего?

В.Г. – За прошедший период достаточно большое количество жалоб, более восьми, касалось распространения незаконных агитационных материалов в виде газет с символикой партии «Справедливая Россия». Никаких выходных данных эти газеты не содержали, при этом налицо были все признаки агитации, а партия утверждала, что не имеет к изготовлению материалов никакого отношения. Таких газет было выпущено три, сейчас появилась четвертая, оформленная в той же стилистике, но уже по всем требованиям закона. По данным фактам мы направили представления в УМВД России по Рязанской области. Сейчас проводится расследование по установлению лиц, распространявших подобные экземпляры, и привлечению их к ответственности. Но пока говорить о результатах этой работы рано.

Р.В. – Какие меры могут быть приняты к нарушителям?

В.Г. – За нарушение правил предвыборной агитации грозит административная ответственность. Она влечет наложение штрафа в размере от 1000 до 5000 рублей в зависимости от содеянного правонарушения. Ряд дополнительных ограничений имеет предвыборная агитация в СМИ: неоднократное нарушение избирательного законодательства средством массовой информации может привести к приостановлению его выпуска.

Р.В. – На каких местных телеканалах, радиостанциях, в каких газетах мы сможем увидеть агитационные материалы кандидатов в депутаты о­блдумы?

В.Г. – Бесплатное эфирное время и печатная площадь были распределены между всеми партиями и кандидатами в ходе жеребьевки, которая состоялась 10 и 11 августа. Бесплатное эфирное время для дебатов и видеороликов предоставляют государственные телеканалы: «Край Рязанский» и ГТРК «Ока», которая вещает на телеканалах «Россия-1» и «Россия-24». Согласно закону каждый телеканал должен выделять не менее 30 минут бесплатного эфирного времени ежедневно по рабочим дням. Таким образом, общее число бесплатных минут на трех телеканалах составит 1800. В том же объеме предусмотрен бесплатный радиоэфир – 600 минут на Рязанском областном радио.

Что касается редакций государственных периодических печатных изданий, они должны предоставить не менее 10 процентов от общего объема еженедельной печатной площади. Бесплатное место для кандидатов и партий выделяют газета «Рязанские ведомости» и районные газеты.

Наравне с бесплатным эфирным временем и печатными площадями закон обязывает государственные СМИ резервировать эфирное время, печатную площадь для размещения агитационных материалов и на платной основе. Общий список СМИ, готовых размещать агитационные материалы кандидатов и партий, размещен на сайте облизбиркома.

Р.В. – Последними к избирательной гонке, когда уже прошли все жеребьевки, присоединились «Партия Возрождения России» и «Зеленые». Будут ли соблюдены их права на бесплатную предвыборную агитацию в СМИ?

В.Г. – Вопрос закономерен, но он прямо не прописан в нашем законодательстве, зато в нем определен принцип предоставления равных условий доступа к СМИ всем участникам избирательного процесса. Исходя из него мы без жеребьевки обязаны предоставить данным партиям как бесплатный телерадиоэфир, так и бесплатную печатную площадь. Закон, предъявляя требования к СМИ, ограничивает минимум, но не устанавливает верхнего порога. Так что в данном случае редакциям придется найти возможность и выделить дополнительные время и площадь, чтобы не нарушить ничьи права.

Р.В. – Какие способы агитации задействуют кандидаты и партии?

В.Г. – Применяются все виды предвыборной агитации, предусмотренные законом. Пока наиболее часто встречаются различные агитационные бюллетени, газеты, листовки. В комиссию также поступили уведомления о размещении баннеров, которые стали очень популярны после того, как были запрещены рекламные перетяжки над проезжей частью. Для агитации будут использоваться также видеоэкраны на улицах. А сейчас партии занимаются подготовкой наиболее эффективных с точки зрения предвыборной агитации материалов – аудио- и видеороликов для размещения в электронных СМИ.

ПРАВО 

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 153 (4947) от 21 августа 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Неделя глазами экспертов
Компенсация на отдых – в любое время года
Читайте в этом номере: