12:33 МСК
Воскресенье
26 / 05 / 2024
2009

Кто заплатит за ущерб?

За день на рязанских дорогах происходят десятки ДТП. Большинство аварий, к счастью, обходятся без травм водителя и пассажиров. А вот материальный ущерб автовладельцам может быть значительным – от легких царапин на кузове до не подлежащих восстановлению автомобилей. В ДТП в большинстве случаев всегда есть виновник и пострадавший.

Мне недавно впервые за мой многолетний водительский стаж (с 1986 года) пришлось стать пострадавшим. Все годы с момента приобретения своего первого автомобиля я исправно платил страховку по ОСАГО, получал бонусы за безаварийное вождение и был уверен, что если вдруг мой автомобиль пострадает когда-нибудь в ДТП, я получу от своей страховой компании полное возмещение причиненного мне ущерба. Но, как оказалось, зря надеялся.

Расскажу свою историю, которая может быть поучительной для многих автолюбителей, кто каждое утро выезжает на своем авто на дорогу. В ДТП я попал днем, при ясной погоде, сухой и идеально ровной поверхности асфальта (федеральная трасса М 5 возле города Рыбное). Подъезжаю в первом ряду к перекрестку и спокойно останавливаюсь на запрещающий сигнал светофора у стоп-линии. Слева от меня во втором ряду останавливается грузовик. Через пару секунд я почуствовал сильный удар в заднюю часть своего авто. Врезавшийся в меня водитель автомобиля Оpel Astra из Пензы почему-то даже не тормозил. Очевидно, отвлекся на сидевшую рядом пассажирку, которая после ДТП покинула автомобиль и ушла. У моего автомобиля были повреждены задний бампер и крыло. Opel почти не пострадал, поскольку он тяжелее моего Reno-Sandero на полтонны.

Я включил аварийную сигнализацию и позвонил в дежурную часть ГИБДД. Там, узнав о том, что среди находящихся в автомобилях людей нет пострадавших, виновник ДТП известнен и ущерб не превышает 50 тысяч рублей, предложили оформить ДТП по упрощенной схеме. Мы нарисовали схему дорожного происшествия, подписали ее на месте и прибыли в ГИБДД для дальнейшего оформления документов. Уже через 15 минут я получил все необходимые документы, а еще через полчаса мой автомобиль осматривали эксперты страховой компании. Направление на ремонт в автосервис страховщики выдали через неделю, но предупредили, что за заменяемые детали автомобиля мне необходимо будет доплатить в сервисе 30 процентов от суммы их стоимости. Так что за мой разбитый бампер (стоимость нового 4800 рублей) с меня причитается 1600 рублей.

Я попытался привести страховщикам доводы, изложенные в статье 15 Гражданского кодекса РФ. «Статья 15. Возмещение убытков. п. 1 Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере».

Но в страховой компании мне объяснили, что, согласно Правилам ОСАГО, «размер страховой выплаты в случае причинения вреда имуществу потерпевшего определяется в случае повреждения имущества потерпевшего – в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая (восстановительных расходов). Восстановительные расходы оплачиваются исходя из средних сложившихся в соответствующем регионе цен. При определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах».

Мне предложили оформить доплату за счет страховки автомобиля по КАСКО (добровольное страхование). Но если я воспользуюсь этим предложением, то при перезаключении договора КАСКО мне придется заплатить уже не 20 тысяч рублей за год с учетом бонусов за безаварийное вождение, а 23 тысячи рублей. При этом мои расходы по ОСАГО всего лишь 1500 рублей. От этого предложения, как невыгодного, пришлось отказаться.

Мой довод – почему бы страховой компании не взыскивать доплату сервисам за новые запчасти с виновника ДТП, остался без ответа. Хотя, на мой взгляд, это было бы справедливо.

Есть утвержденный Минтрансом РФ перечень деталей, узлов и агрегатов, на которые понятие «износ» не распространяется. Бампер автомобиля в этот перечень не входит. В социальных сетях я пообщался с попавшими в подобную ситуацию автолюбителями и понял, что скорее всего смогу отремонтировать свой автомобиль, не доплачивая за износ деталей, но для этого мне нужно обратиться в суд. Закон в этой ситуации на моей стороне. Хотя у страховщиков право выплачивать средства за ущерб с учетом износа деталей тоже никто не отменял. И доплата эта для пострадавшего тем выше, чем старше автомобиль.

Так что, если автолюбитель на старой иномарке попадает в ДТП и не является при этом виновником, ему будет дешевле автомобиль отправить на утилизацию. Там хоть какие-то деньги заплатят, а иначе он останется еще и автосервису должен. А отсюда – два варианта. Либо нужно ездить на новом авто и чаще менять машину, либо ходить пешком. Лично мне по душе – пешие прогулки. По крайней мере, в одном я уж точно не проиграю – в здоровье. Нервы за переживания в тупиковой ситуации тратить не придется. Хотя… как сказать. Ведь в ДТП может попасть и пешеход, поскольку он тоже участник дорожного движения, так что будем внимательны, друзья. И не только на дороге.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 161 (4955) от 02 сентября 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Неостывающая память
70 лет назад, 2 сентября 1945 года, окончилась Вторая мировая война
Человек слова и дела
В Рязани прошел вечер памяти Евгения Примакова
Михаил Скрипников
Читайте в этом номере: