Вторую ночь подряд мне снится море, ряды шезлонгов вдоль берега и какой-то радостный многоголосый шум. Это не что иное, как атмосфера творчества, дружбы и единения, которая окружала в течение недели на Всероссийском образовательном форуме «Таврида», проходящем в Крыму. «Крым наш?» – первое, что спрашивают, узнав, откуда вернулась. «Наш, наш», – уверенно отвечаю всем. Пусть самые известные достопримечательности полуострова увидеть не удалось, зато выпало настоящее журналистское счастье – пообщаться с крымскими коллегами.
Смена для журналистов региональных и местных СМИ, организованная в рамках форума при поддержке Общероссийского народного фронта, проходила с 27 августа по 2 сентября. Местом встречи стала Бакальская коса на северо-западе Крыма. Вероятно, о ней в материковой России слышали немногие, ведь большинство туристических маршрутов пролегает по южному побережью полуострова. Тем не менее главных южных богатств и здесь, на севере, в избытке – это море, солнце, чистые длинные пляжи, цветущие в сентябре розы.
Но приветливая природа молчалива. Мы же, почти пять сотен журналистов со всех регионов России, жаждали узнать, чем живет сегодня недавно присоединившаяся к нам территория, что заботит ее жителей, чем они похожи и чем отличаются от нас. Всматривались в лица крымских коллег, расспрашивали, просили пояснений. Журналистов же из Крыма интересовало, как люди из других регионов относятся к новым субъектам Федерации, что знают о полуострове, как встречали события «крымской весны».
Лена – жительница Севастополя. Четыре года работает журналистом городского новостного портала. Вникает во все местные проблемы, искренне переживает за все, что происходит вокруг. Саму себя называет человеком немного сумасшедшим, – впрочем, это нормальное определение для журналиста. Ее сумасшествие, например, в готовности в любой момент сорваться за тридевять земель, чтобы выпить чашку чая с тем, кому очень грустно, или отправиться гулять по крышам, или засмеяться там, где остальным не до смеха, и повздыхать над тем, в чем другие не видят причины для слез. С ней очень просто и легко, ей почему-то сразу начинаешь доверять и хочешь в обмен на теплое приветствие поделиться чем-то важным в жизни.
Когда она сказала: «Я из Севастополя», у меня перед глазами сразу встал гордый белокаменный город. Мне посчастливилось побывать там лет десять назад, в середине 2000-х. Помню, Севастополь встретил печальными кипарисами, но через несколько остановок блеснуло Черное море и развернулись во всю ширь солнечные улицы. Шумная набережная, величественные панорамы, красивейшие здания и памятники на каждом шагу – в него невозможно было не влюбиться.
Лена же рассказала о незнакомом мне Севастополе. О своем эксперименте по выживанию – месяце жизни на прожиточный минимум, а это шесть с небольшим тысяч рублей. О бомжах Сереже и Вове, с которыми провела час у помойки возле своего дома. С болью поведала о том, что город, к сожалению, не очень чист – мусор у скамеек в парках – обычное дело, и это при том, что рядом есть урны. Власти предлагают новую схему размещения урн, которая, впрочем, еще не утверждена. Услышали мы и о том, что в этом году впервые надзорные органы запретили к эксплуатации сразу несколько десятков популярных мест для купания и отдыха из-за того, что те оказались неподготовленными к летнему наплыву отдыхающих.
Конечно, Крым сегодня – очень перспективная территория, туда идут немалые средства, в сводках федеральных новостей название полуострова мелькает почти ежедневно. Несомненно, деньги на благоустройство Севастополя выделяются. Куда они идут? Неужели худшие привычки нашего чиновничества укореняются и здесь? А ведь, казалось бы, у новых субъектов есть уникальный шанс учиться на чужих, а не на своих собственных ошибках. Сегодня, чтобы соответствовать своему статусу города федерального значения, Севастополю надо вплотную заняться своими социальными проблемами, внешним обликом. Ведь главный показатель для любой территории – это то, как на ней живется людям. Всероссийская здравница, курорт мирового уровня, город-центр патриотического воспитания – мы все хотим видеть город-герой Севастополь в этих ролях. Конечно, это дело не одного дня, многие системы здесь только предстоит создавать, но у материковой России очень много надежд на полуостров, заверили мы крымских коллег.
А больше всего в разговоре с крымчанами меня поразило их искреннее возмущение отдельными реалиями жизни. Все-таки мы с ними весьма и весьма разные: они более живые, подвижные, энергичные, не привыкшие мириться с неудобствами, несправедливостью, с тем же чиновничьим произволом. Посчитать хотя бы, сколько десятков откликов оставляют севастопольцы под каждой маленькой заметкой на сайтах своих Интернет-СМИ. Создается впечатление, что жители крымского юга более неравнодушные к своему настоящему и будущему, а значит, у нас есть чему у них поучиться.