Это новый ежегодный проект Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, в ведении которого находится городище Старая Рязань. Первый праздник прошел в рамках Года литературы в России и был посвящен одному из лучших произведений древнерусской литературы – «Повести о разорении Рязани Батыем».
...С утра на городище шел дождь, завеса темных туч и прогнозы погоды не предвещали ничего хорошего. Но когда стали съезжаться гости, выглянуло солнце, просушило мокрую траву – и полностью преобразило пейзаж. В чудесах преображения преуспели и организаторы. В чистом поле из валков сена возникли «зрительный зал» и интерактивные площадки; появились «улица», торговые ряды с разными сувенирами и снедью, а над самой рекой выросла сцена.
Археологи представили находки со Старой Рязани – конечно, не знаменитые золотые клады, но вещи, рассказывающие о жизни города. На интерактивных площадках можно было увидеть старинные фолианты, самим создать рукописную книгу по всем правилам – или написать целую летопись на свитке. Гости праздника изучали красочные стенды, фотографировались в доспехах; мальчишки, облачившись в костюмы древних воинов, сражались на мечах и соревновались в ловкости.
Несколько километров пришлось прошагать-пробежать участникам детской исторической игры «Путешествие в Древнюю Рязань». Команды из школ Спасского, Старожиловского, Рязанского районов и города Рязани с маршрутными листами в руках передвигались между «станциями», разбросанными по большой территории городища. В каждом пункте их ждали новые задания, «каверзные» вопросы и интересные рассказы музейных специалистов. Так, шаг за шагом, ребята узнавали о разных сторонах жизни древней Рязани, об образе жизни своих предков. В «интеллектуальном марафоне» лучшей оказалась команда специальной школы-интерната №26 г. Рязани, получившая в награду герб с изображением рязанских святых работы известного рязанского графика Михаила Шелковенко.
Дипломы, сладкие призы победителям и участникам игры вручала заместитель Председателя Правительства Рязанской области Елена Буняшина. Вместе с Еленой Ивановной гостей праздника со сцены приветствовали министр культуры и туризма региона Виталий Попов, глава Спасского района Валерий Мещеряков, директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Ольга Кречетова. Приняли участие в фестивале и руководители других муниципальных образований области.
Затем состоялась премьера спектакля-тризны молодежного театра «Предел» из Скопина «Повести о разорении Рязани Батыем». История о любви, верности и мужестве рязанцев, о мученической гибели великих князей и горожан впервые звучала на том самом месте, где и произошли страшные события.
Как переложить на театральный язык летопись? Чтобы сыграть ее на открытой площадке, где зрители, сидящие кто на стульях, кто на валках сена под синим небом, видят по обе стороны сцены бескрайнюю даль оскских просторов?.. Режиссер Владимир Дель и его команда обратились к античному театру, добавив в него шекспировских красок. Ибо таков масштаб рязанской истории, столь величествен и эмоционален слог литературного памятника Древней Руси. И это – история о православных людях, поведанная глубоко верующими людьми.
Образный язык античного театра – с масками, хором и фигурой Рока-судьбы – переводит хронику с реальными героями и сказительницами в стилизованной под старину одежде на совершенно иной, не бытовой уровень. Жанр спектакля – тризна, поминовение усопших. И на сцене мы видим стихии, которые порождает Рок: то возникает живой огонь в руках, то появляется белое облако (дым пожарищ? снег?), поднимаясь к небесам. Души мучеников колокольчиками звенят на ветру на обожженном дереве, красные маски появляются на лицах уходящих в иной мир, черный пепел скорби на лицах сказительниц.
Эпическую атмосферу создают видеопроекции на большом экране-заднике, иногда иллюстративные, иногда ассоциативные, иносказательные. Открытая площадка позволяет ввести в спектакль коней: на них появляются перед зрителями Хан Батый и Княгиня Евпраксия. Владимир Дель привлек к работе над спектаклем и совсем юных актрис театра, и более опытных, и лучших выпускников «Предела», давно обосновавшихся в столицах.
Рок, Судьбу – с огненными лицом и шевелюрой, в обагренной кровью белой рубахе – играет один из лучших молодых актеров России – Илья Дель. Его персонаж многолик: он поддерживает героев-рязанцев и сопровождает их в последний путь; он же ест яблоки с Ханом Батыем и зажигает ему огонь… Думаю, мало кто, кроме Ильи Деля, мог бы сыграть Того-кто-не-существует. В роли Хана Батыя тоже артист-профессионал – Михаил Сиворин; спокойную самоуверенность завоевателя сменяют сначала злоба, а затем уважение к противнику и невеселые думы. Еще один опытный актер, Роман Данилин, сыграл Великого князя Ингваря Ингваревича. Вместе со взрослыми и молодыми артистами на сцене блестяще работают три маленькие девчушки – из их уст текст «Повести…» звучит по-особенному.
После спектакля-поминовения священники отслужили литию по погибшим рязанцам. А затем настал черед московской группы «Калевала». Над всем городищем и над рекой разносились композиции в стиле фолк-металл-рок. Энергия, драйв солистки группы Ксении Маркевич и ее коллег-музыкантов передавалась зрителям. Неподалеку от сцены гарцевала девушка на коне, сотни людей фотографировались на память у валков сена, у памятного знака – и любовались заливными лугами матушки Оки.