23:09 МСК
Понедельник
13 / 01 / 2025
1842

Ода знакам препинания

Всех, кто имеет отношение к школе (учителей, учеников и их родителей, а также бабушек и дедушек), поздравляю с началом учебного года! Пусть он будет наполнен радостью новых открытий, успехами в учебе и преподавании, безграничным взаимопониманием, благодарностью всех – всем, бодростью и солнечным настроением!

Итак, начался учебный год. И очень хочется, чтобы каждый день каждого ученика проходил в теплой дружбе со всеми предметами, особенно – с русским языком, без которого – ни математики, ни истории с географией… Все на нем, родном, завязано. А он отнюдь не легок. Вон сколько правил! Попробуй запомни! А исключения? А запятые?

Ох, как не любят некоторые ученики ставить знаки препинания… Ох, как не любят! И дело не в правилах вовсе (хотя знание их никому еще не помешало), а в том, что не чувствуют они интонаций, не понимают до конца сути предложения, не замечая, что состоит оно зачастую из отдельных смысловых блоков. И задача знаков препинания (система знаков вкупе с правилами их постановки называется пунктуацией) заключается в том, чтобы указать на смысловое членение высказывания.

Главное – научится видеть ядро предложения, то есть его грамматическую основу, и от нее-то и танцевать. Захотели внести в краткое сообщение дополнительную информацию – к вашим услугам и уточняющие слова, и причастные обороты, и деепричастные, и придаточные предложения. И чаще всего они выделяются знаками. Нужно выразить свое отношение к тому, о чем сообщается в предложении (уверенность, сомнение, удовлетворение или разочарование), или параллель какую-нибудь провести? На помощь придут вводные слова, словосочетания и даже целые предложения. Их тоже надо непременно выделить: чаще всего – запятыми, а иногда тире или скобками.

Кстати, о скобках. Запомните, пожалуйста, все: и ученики, и родители, и учителя начальных классов – то, что я сейчас скажу. Скобки – это знак препинания! Кстати, совершенно прекрасный по сути своей (очень люблю скобки, они дают возможность, рассказывая о чем-то, отвлечься на нечто другое, не ломая при этом грамматического строя основного предложения). Очень часто в начальной школе детям предлагают неверно написанное слово «взять в скобочки», чтобы не зачеркивать, не разводить грязь. Только зачеркивать! Но аккуратно. И никаких «скобочек».

Приходилось видеть людей, для которых что причастие, что деепричастие – все одно! А запятые рисуют там, где надо. Что это? Языковое чутье, разумеется! Книжек много читали в свое время, хоть и правила не учили. Бывают и такие уникумы, кто и книжек-то не читали, а пишут – любо-дорого, без ошибок. Но это врожденное. И редкость, конечно.

Кому-то может показаться, что знаки препинания усложняют нам жизнь. Напротив, друзья мои! Облегчают! И еще как! Запишите любой текст без знаков и посмотрите, что получится… Современные поэты (да и прозаики тоже) любят так делать, подчеркивая свою независимость от таких глупых условностей, как точки, запятые и всякие-разные двоеточия-тире. Поток сознания, одним словом. Да и пусть себе экспериментируют, дурят и веселят друг друга. Только когда мы говорим о нормальной письменной речи – художественной или деловой – без знаков обойтись невозможно. И любой адекватный человек хочет получить вразумительный текст, будь то рассказ о событии, деловая бумага или объяснение в любви.

Зачастую для понимания смысла высказывания знаки препинания не менее важны, чем слова. Вспомним известную в свое время каждому школьнику фразу: «казнить нельзя помиловать». Что она демонстрирует? Что от наличия запятой (или двоеточия) и от местоположения этой самой запятой (или двоеточия) зависит жизнь (скорее всего, человеческая)! Более чем убедительный пример!

Продолжение следует.

Людмила Анисарова,
писатель

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 168 (4962) от 11 сентября 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Вечная командировка Анатолия Гладилина
Прозаик, обосновавшийся в Париже, остается русским писателем
Ирина Сизова
Книжная полка
Читайте в этом номере: