05:57 МСК
Четверг
06 / 05 / 2021
1650

Смешная и грустная история

Гастроли государственного театра «Мастерская» из Санкт-Петербурга завершились в Рязани спектаклем по пьесе А. Вампилова «Старший сын»
Фото с сайта vezdekultura.ru
Фото с сайта vezdekultura.ru

Объявление в кассе Рязанского областного театра драмы «Билетов нет» и длинная очередь перед входом указывали на то, что прощальный спектакль будет особенным. Уже само начало постановки было необычным: некоторые актеры находились в зале, среди зрителей, и один за другим выходили на сцену. Последним поднялся режиссер театра Григорий Козлов: «Спектакль поставлен в «Мастерской» в 2010 году и посвящается памяти моего отца».

Каждый актер показал на сцене среди развешанных на темном полотне декораций фотографии своих старших родственников – родителей, бабушек и дедушек – и сказал несколько слов о них, живших в то далекое и все же близкое нашим сердцам время, в котором пребывают на сцене герои Александра Вампилова.

«Старший сын» – один из любимых спектаклей «Мастерской», который получил признание на самом высоком уровне, завоевав приз зрительских симпатий XXI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом», а исполняющий роль Васеньки Евгений Шумейко стал обладателем Санкт-Петербургской театральной премии для молодежи «Прорыв». Спектакль был участником многих театральных фестивалей и многочисленных гастролей театра, его одинаково тепло принимают и молодежь, и люди старшего поколения. Особый эмоциональный фон и настроение создавала музыка – хиты 60-х, как живущие до сих пор, так и немного подзабытые, сильно затрагивали душу зрителя. Органично вписался в общую музыкальную тему хит Элвиса Пресли «Love Me Tender», который исполнил Сильва (Арсений Семенов) под гитару.

Декорации спектакля строги и бесхитростны, наверное, как и то время: черно-белые фотографии на стене, простыни на бельевых веревках, деревянная дверь и окошко с занавеской, в доме Сарафановых – буфет, стол и диван. Простая семья. Обычные люди. Но история, приключившаяся в их доме, совершенно неординарная. Сейчас и представить себе невозможно, что ночью кто-то пустит к себе в дом загулявшихся допоздна парней, не успевших на последнюю электричку, а главное – поверит в выдуманную ими историю о том, что один из них – старший сын главы семьи Андрея Григорьевича Сарафанова. Возникало желание сравнить героя в исполнении Алексея Ведерникова с «классическим» Сарафановым Евгения Леонова из телевизионной версии, и почти сразу появлялось чувство радости оттого, что актер «Мастерской» абсолютно верно понял суть характера главы семьи и блестяще справился с ролью.

Особое внимание зрителя было направлено на Васеньку, юного и максималистски настроенного, по уши влюбившегося в соседку намного старше его. Общую интригу спектакля постоянно теснила еще одна – не менее важная и острая – отношения этого мальчика и объекта его любви Наташи (Полина Сидихина). Девушка хороша, умна и вызывала чувство неподдельного восхищения и одновременно сочувствия: хотя она и говорила, что живет одна потому, что так хочет, но зритель ясно видел – нет, не хочет. Ждет и надеется… Но никого преданнее и искреннее в своих чувствах к ней, чем 16-летний Вася, рядом нет.

В ходе спектакля возникала и совершенно неожиданная для героев проблемная ситуация: дочка Сарафанова Ниночка (Алена Артемова) вдруг осознала, что ей не хочется уезжать во Владивосток с женихом-летчиком, хотя она и пытается до последнего удержаться рядом с ним. Но возникшее чувство к «старшему брату», как снег на голову свалившемуся в их семью Володе Бусыгину (Михаил Касапов), меняет ее жизнь и не дает уехать.

Между этими семейными перипетиями мечется человек, из-за которого вся история и началась – разбитной красавец Сильва, чересчур коммуникабельный, интересный, талантливый, но абсолютно беспринципный. Это он придумал версию с «блудным сыном», приехавшим увидеть отца, который даже не знал о его существовании.

В конце концов все складывается в этом нескладном, на первый взгляд, семействе: Васенька сидит рядом с Наташей, Нина – с Володей, счастливый отец – со своими детьми. И новый сын, пусть и не родной ему по крови, стал вдруг своим, близким и любимым человеком.

Проблемы отношений отцов и детей, правды и лжи, благородства и подлости, попытки найти себя в этом мире, понять, для чего живешь, никуда не ушли от нас. Они и сейчас важны для всех, поэтому интересен спектакль и зрителям, и занятым в нем актерам. Свою благодарность замечательному театральному коллективу за великолепную игру, доставленную радость приобщения к прекрасному зрители выразили восторженными долгими аплодисментами в финале спектакля.

Cветлана Ардашева

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 169 (4963) от 12 сентября 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Решается на месте

В Рязанской области стало меньше семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

В поселке совхоза имени Ленина Старожиловского района Рязанской области открылся детский сад «Ягодка» на 120 мест

Решается на месте
Участники благотворительного автопоезда побывали в шиловской деревне Ванчур
Вячеслав Астафьев
Читайте в этом номере: