28 октября 2015 года исполнится 75 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка-рязанца Геннадия Михайловича Стрекалова, летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза. Благодаря его инициативе и настойчивости в Москве было создано землячество, которое он возглавлял до конца своих дней.
…Иногда в свободные минуты отдыха, когда космическая станция «Мир» находилась над территорией России, Геннадий Михайлович старался оказаться у иллюминатора, вглядываясь в очертания родной планеты. Словно пытался увидеть родное кораблинское село Семион. Космонавты шутили по этому поводу: «Геннадий Михайлович, неужели разглядел, что на твоей улице делается? Ген, а хорошо бы сейчас парного молочка и на речку с удочкой?»
Геннадий Михайлович не обижался, по себе знал, как весь экипаж соскучился по родным и земле, поэтому в ответ рассказывал какую-нибудь забавную историю из своего незабываемого детства... Рассказчик он был великолепный, увлекающийся.
Как вспоминал сам Стрекалов: «Возвращаясь к моему раннему детству, которое прошло преимущественно в деревне, хочу сказать, что деревня оставила самый заметный след в моей жизни. Моя малая родина – это село Семион, что в Рязанской области. В то время мы жили (с мамой и старшим братишкой) у бабушки по матери Марии Григорьевны Амосовой – замечательной труженицы, почти до самой смерти проработавшей в колхозе им. Степана Разина. Ее, человека исключительной доброты, отзывчивости, любили все в селе. В то время в Семионе насчитывалось около четырехсот домов. Почти в каждом доме жили наши родственники, дальние или близкие. С войны не вернулось более 350 человек. На скромном обелиске посреди села высечены их имена. Только Стрекаловых на том обелиске насчитывается 13 человек. Это все мои родные, близкие люди, прямые родственники с простыми русскими фамилиями – Зимины, Нотревы, Гусевы, Зубковы…
Свою жизнь я помню с трех лет, все до мельчайших подробностей, помню даже, как звали колхозных коров, лошадей, которыми увлекались все мальчишки. Верховую езду я освоил с семи лет. А с десятилетнего возраста (во время летних каникул) я уже работал в колхозе. Мы, мальчишки, выполняли посильную для детей работу: сгребали конными граблями сено, возили навоз, зерно из-под комбайнов, пасли колхозный скот. Но самым любимым занятием у нас, конечно, была езда в ночное. Уставшие от дневной работы и слепней кони охотно паслись ночью на росистых лугах, а мы, мальчишки, у костра рассказывали друг другу различные байки. У каждого мальчугана был свой любимый конь, и мы часто «на спор», чей конь быстрее, устраивали скачки».
Геннадий Михайлович прожил в деревне шесть лет, до 1947 года, а потом все летние школьные каникулы проводил только там. Здесь были друзья, корни его предков, рязанские просторы. Раздолье для игр, фантазий… Родную деревню он будет вспоминать всю жизнь: несмотря на суровые, голодные военные годы, самые теплые воспоминания оставили работа со сверстниками в колхозе, поездки в ночное, скачки на лошадях.
«Рязанская земля, – говорил он, – для меня намного больше, чем географическое понятие. Мои чувства к этому удивительному уголку земли русской нарастали по мере моего взросления и получения знаний. В школе, во втором классе, я узнал о легендарном рязанском витязе Евпатии Коловрате, который с малочисленной дружиной принял неравный бой с татарскими отрядами, и на меня это произвело очень сильное впечатление. А сколько рязанская земля дала России великих людей: Павлова, Циолковского, Есенина… А сколько вышло отсюда Героев Советского Союза!..»
Не все помнят, что Геннадий Михайлович – один из немногих космонавтов, совершивший пять полетов на околоземную орбиту. Первый космический полет Стрекалова состоялся с 27 ноября по 10 декабря 1980 года на корабле «Союз Т-3» и орбитальной станции «Салют-6» в качестве космонавта-исследователя. Он проводил испытания бортовых систем и элементов конструкции транспортного корабля в разных режимах автономного полета. За успешное выполнение задания Геннадию Михайловичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Во время второго полета 20 – 22 апреля 1983 года на корабле «Союз Т-8» случились технические неполадки в конструкции корабля. Корабль вынуждены были посадить из-за невозможности стыковки. А 26 сентября Геннадий Михайлович отмечал как второй день рождения. В этот день стартовал экипаж Геннадия Стрекалова и Владимира Титова. Накануне Геннадий Михайлович говорил с матерью, и та просила его не лететь, чуяло материнское сердце беду. Тревога оказалась не напрасной: на старте загорелась ракета. Еще бы несколько мгновений, и все… Своевременно сработала система аварийного спасения и за две секунды до взрыва вынесла их наружу.
Третий полет в космос состоялся 3 – 11 апреля 1984 года в составе международного советско-индийского экипажа на станцию «Салют – 7». За этот полет он был награжден второй медалью «Золотая Звезда» Героя. Четвертая, самая длительная, экспедиция состоялась с 1 августа по 10 декабря 1990 года на станцию «Мир». Завершающий, пятый, полет в космос начался 14 марта 1995 года в составе российско-американского экипажа на станцию «Мир» – старт на Байконуре и посадка после стыковки с американским космическим кораблем «Атлантис» во Флориде.
Всякий раз, вспоминал Геннадий Михайлович, когда космический корабль пролетал над родными местами, он, как и другие космонавты, приникал к иллюминатору, и на душе становилось теплее.
Анатолий Говоров