00:56 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2173

Берег детства

Какой будет судьба школы, созданной незаурядным и мудрым человеком?

В преддверии нового учебного года захотелось навестить Вячеслава Михайловича Антонова, директора маленькой, но уникальной Слободской школы в Старожиловском районе. Звоню, чтобы сказать об этом, в областной эколого-биологический центр, сотрудники которого познакомили меня с директором полтора года назад, и после короткой, но какой-то тревожной паузы слышу: «Вячеслав Михайлович умер… Восьмого июля».

08-31-04 

А ведь совсем незадолго до этого – пятого июня – он в числе призеров конкурса, организованного неправительственным экологическим фондом имени Владимира Вернадского, приезжал в Москву, в Кремлевский Дворец, чтобы получить медаль и почетную грамоту как создатель школы агроэкологического профиля.

А еще раньше, весной этого года, его пригласили выступить на всероссийском селекторном совещании, поделиться опытом внедрения сельскохозяйственного производства в школьный процесс.

***

Мы с Вячеславом Михайловичем встретились в январе 2014 года. Человек скромный, он, похоже, стеснялся, что в школу приехал корреспондент. Мне же довольно скоро стало ясно, что Антонов, так много повидавший, в стольком участвовавший, удивительным образом «переваривший» все это и поставивший перед собой необычную задачу, человек крупного калибра. Мы с ним хорошо поговорили, и он даже почитал мне свои стихи, в одном из которых соединил две божественные, как считал, сути: учитель и мать.

А начинал он свою жизнь сыном матери-учительницы. Потом поманили к себе электроника и «радик», «головастый» паренек из Панинской Слободы стал типичным «физиком» 60-х годов, работал на предприятиях, готовящих советскую космическую эпоху, и легендарный Владимир Уткин был не только его земляком, но и сослуживцем. Потом советская эпоха рухнула. Сначала казалось, что можно творчески работать и в новых реалиях. Но эта надежда оказалась иллюзорной. И тогда Вячеслав Михайлович решил вернуться к истокам: к родным местам, к матери, которая преподавала пятьдесят лет, в школу, где учился когда-то и сам.

Кем может быть использован в деревенской образовательной среде недавний организатор производства, кандидат технических наук? Учителем или, например, репетитором. Он может сам организовать учебное заведение для юных сельских дарований и получать за это хорошие деньги. Сельские родители сегодня, ради того чтобы ребенок сдал ЕГЭ, разбиться готовы.

Но Вячеслав Михайлович стал учить тех детей, которые были в Слободской школе или начали ездить сюда, прознав, что здесь для них, не очень успевающих, как-то лучше, чем в других учебных заведениях: домашнее что ли... Например, учителя зовут детей только по имени, а не по фамилиям. Но это, может быть, и не столь уж важно.

***

Куда значительнее, что Антонов хотел не только учить детей школьным предметам, но и дать им в руки какое-то дело. Знал ли он слова Р. Рождественского, своего современника по эпохе «оттепели», что «учитель – профессия дальнего действия», мне неизвестно. Но то, что на селе не хватает рабочих рук, а многие молодые люди не знают, к чему себя приспособить, ему было известно точно. Потому и вошли в обычный учебный процесс «сельские» предметы. И не только теоретически. Ребята в теплице выращивают рассаду и овощи, ухаживают за садом, учась омолаживать деревья, озеленяют все вокруг. Этой весной, например, заложили новый сад, высадили аллею из белой сирени.

Именно у себя на родине Вячеслав Михайлович пришел, видимо, к переосмыслению человеческого опыта освоения космоса, Вселенной, сделав для себя какие-то важные выводы. Отсюда его внимание к православию, стремление одухотворить труд детей и учителей самыми высокими мотивами. Именно учителя и учащиеся обустроили в деревне святой источник, начали восстанавливать храм Воскресения Словущего. Паломникам, которые в праздники пешком и на машинах устремляются к нему, надо знать, что именно школьники с учителями первые перекрывали здесь крышу, они сняли единственный уцелевший купол, отремонтировали его и поставили снова, вызвав для освящения батюшку. Жаль, что дальнейшие реставраторы этот купол убрали.

…Директор находил усладу в труде даже в отпуск: этим летом он освобождал школьную кладовку и переделывал ее в комнату отдыха для самых маленьких учеников: наверное, его очень «грело», что в первый класс в этом году пойдет его внук. Ложась спать, он всегда думал, что будет делать на следующий день. И вот однажды он не проснулся…

***

– Вячеслав Михайлович болел? – не могла я не спросить по приезде в школу у его работающих учителями родственников (а их четверо: жена, сын со своей супругой и дочь). «Да так, – ответили они неопределенно. – Сердце у него пошаливало, но болела, главным образом, душа».

Причина этого вполне определенная: сокращение («оптимизация») школ. По данным Счетной палаты, в прошлом году в рамках оптимизации были в России ликвидированы 592 образовательных учреждения и реорганизовано 2030. В 2015 – 2018 годах оптимизацию планируется продлить.

В процессе оптимизации возникает много огорчений, обид, кто-то кому-то видится недоброжелателем. Но что поделать? Сверху дано указание: на основе таких-то расчетов столько-то малых учебных заведений сократить.

В целом-то, наверное, это и верно, но среди многих сереньких учебных заведений есть такие, которые должно сохранить. «Аккуратнее надо», – говорит в таких случаях наш Президент.

Главный упрек, который обычно адресовали школе Антонова – это ее малочисленность (40 учеников, и потому она – филиал Старожиловской средней школы), и также средненькие итоги обучения. Но разве не надо учитывать, каких детей он обучал? Очень часто таких, какие вообще нигде учиться не хотели, и педагоги, чьи школы они покинули, только рады были этому. А дети рады тому, что попали к Антонову.

Если школу закрыть, куда эти дети денутся, какой навык жизни приобретут? Вот эта мысль сильнее всего и мучила Вячеслава Михайловича.

А теперь она мучит учителей школы. Учреждению почти до конца августа не назначали директора, и начались разговоры: «Все, без Антонова школу закроют»… – «Не должны, вот так, сразу»… – «Ну оставят еще на год»… И настроение у учителей перед началом учебного года было как в песне о «Варяге» – как будто они к последнему параду готовились.

***

На днях я позвонила начальнику управления образования Старожиловского района А.С. Соушеву и спросила его о дальнейшей судьбе Слободской школы. Ответ был приблизительно таков: рубить с плеча никто не собирается, но все зависит от того, какой покажет себя школа в этом году, станет ли она развиваться в том направлении, которое обсуждено в разговоре с новым директором О.В. Горбуновой (человеком, кстати говоря, близким к В.М. Антонову). Ряд трудностей в этом имеется – например, малочисленность…

Хочется верить в то, что управление образования будет не формально, а с деликатностью и любовью помогать преодолевать эти «трудности». Что касается малочисленности, то разве не имеет перспектив идея, которую столько лет вынашивал В.М. Антонов: расширить школу агроэкологического профиля, сделать ее не только для Панинской Слободы и окрестных сел, но, скажем, и для всего района?

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 173 (4967) от 18 сентября 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Хорошие и разные
Нет четких границ в определении литературных объединений и степени литературных талантов
Татьяна Банникова
У истоков реки по имени Родина…
Читайте в этом номере: