00:37 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1679

Православная Рязань в архитектурной графике

Архитектор Виктор Хохлов попытался представить современникам панорамный облик старинного города

В XVI-XIX веках в Рязани действовало 33 православных храма. Многие из них были утрачены за последние сто лет. Архитектор Виктор Хохлов провел большую исследовательскую работу. Он изобразил на бумаге все церкви, упоминавшиеся в различных источниках как существовавшие в нашем городе в то время. Графическую работу Виктора Хохлова можно увидеть в художественном салоне «На старом п­ерекрестке».

В.Х. – Однажды мне в руки попалась книга, в которой была опубликована европейская гравюра середины девятнадцатого века. На ней изображены храмы и светские постройки нашего города глазами иностранца. Два месяца я все это изучал, уточнял названия архитектурных объектов. Многие из них, конечно, не сохранились до наших дней. Поэтому меня взволновала тема утраченных храмов. Вообще с древних времен жизнь городов строилась вокруг церквей. Они совмещали в себе функции культовых и оборонительных сооружений – опасность развязывания различных войн возникала довольно часто. Взять, например, Богоявленскую церковь или Успенский собор Рязанского кремля. Там сохранились шикарные подвалы, в которых можно было скрываться зимой от вражеских нападений. Мощные каменные стены и по сей день возвышаются над землей.

Р.В. – Виктор Васильевич, какую задачу вы перед собой ставили, когда работали над графикой?

В.Х. – В своей работе я попытался создать панорамный облик Рязани, который, конечно, нельзя было увидеть как на ладони с одной точки. Храмы я изобразил с апсидной (восточной) стороны. К сожалению, многие фотографии разрушенных церквей не совершенны и лишены важных деталей. Но поскольку я представляю строительные закономерности таких построек, я взял на себя смелость восстановить храмы на бумаге. Передо мной стояла задача передать архитектурный образ церквей.

Почти полгода я делал различные эскизы, смотрел книги, искал информацию в Интернете, ходил по музеям, бывал на месте каждой сохранившейся и несохранившейся постройки. Оказалось, что осталось много фрагментов разрушенных храмов: где-то цел фундамент, где-то – каменный кусок стены. Все это ведь бесценное сокровище для истории.

Р.В. – Сегодня многие храмы – в строительных лесах: мастера восстанавливают их внешний вид и интерьеры, отливают новые колокола. Как вы считаете, что в наше время лучше: восстанавливать храмы или строить новые?

В.Х. – Нужно строить церкви, восстанавливая их. Сейчас многие храмы возводят, несколько преувеличивая их декоративность, выставляя это как основную черту их архитектурного образа. Мастера пытаются найти новые архитектурные тренды. На мой взгляд, параллельно с этой работой надо брать конкретный аналог церкви и пытаться его восстановить. Конечно, это тоже новодел. Но цель его будет не в создании эффекта, а в решении определенной исторической задачи и исследовательского повторения конструктивных приемов прошлого времени.

Если брать конкретно восстановление храмов, то здесь нужно начинать, на мой взгляд, с восстановления колоколен. Места под них у нас в принципе сохранились. Но возрождать надо в том архитектурном облике, какой был раньше. Например, не так давно восстановили колокольню Вознесенского храма, но при этом нарушили исторические пропорции – колокольня получилась гораздо выше, чем должна быть. Возможно, архитектор решил ее вытянуть, чтобы она гармонично вписалась в окружающую обстановку, ведь рядом стоят многоэтажные жилые дома.

Р.В. – Каким образом храмы должны вписываться в архитектурный облик города?

В.Х. – Городская архитектура наоборот должна ориентироваться на храмы. Это исторически правильно. Сердце Рязани – кремль. Но, к сожалению, осталось не так много мест, откуда его красоту хорошо видно. Все пространство хаотично застраивается. Нарушена причинно-следственная связь. Раньше ведь сначала строили храм, а потом сооружали жилье. Пространство города организовывалось вокруг церквей. Сегодня мы лишились этого.

Р.В. – Планируете ли как-то продолжить свою работу?

В.Х. – Обязательно! Теперь буду рисовать храмы со стороны входа в окружении других церквей, чтобы было понятно, какая между ними визуальная связь.

Свою работу я посвящаю рязанским архитекторам, жившим до двадцатого века. Например, во второй половине семнадцатого – начале восемнадцатого столетия в нашем городе работал уникальный мастер Яков Бухвостов. Он строил практически все типы сооружений, которые были востребованы в его время: жилые здания, крепостные постройки, вотчинные храмы и огромный Успенский собор. Кстати, все дошедшие до нас церкви Бухвостова практически не были перестроены – настолько совершенной оказалась их форма.

Я бы предложил одну из улиц в исторической части нашего города переименовать в улицу Якова Бухвостова. Его творения говорят о европейском уровне культуры и искусства Рязани того времени.

Сегодня у меня подрастают внуки и через пару лет они станут уже совсем взрослыми. Я заметил, что современные школьники гораздо лучше воспринимают историческую информацию по визуальным материалам. Поэтому любой рассказ о каких-то исторических событиях надо обязательно сопровождать иллюстрациями. Надеюсь, в будущем моя работа, возможно, выльется в очерки по истории архитектуры Рязани.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 176 (4970) от 23 сентября 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

В Рязани наградили победителей регионального конкурса «Портрет моего героя»

Депутатам-списочникам Рязанской областной Думы VI созыва вручили удостоверения об избрании

В Рязанской области установлено сто мемориальных досок в честь Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Темпы строительства растут
В текущем году планируется ввести в эксплуатацию более 650 тысяч квадратных метров жилья
Светлана Максимова
«Слабоумие и отвага»
Светлана Максимова
Читайте в этом номере: