В минувшее воскресенье в Москве прошел ежегодный международный марафон. Это, без преувеличения, событие года для всех поклонников бега. География его участников насчитывает более трех десятков стран, в том числе и тех, с которыми у России сегодня взаимные санкционные отношения, что лишний раз подтверждает: для спорта, да и простых человеческих отношений политических ограничений нет. Двадцать тысяч человек вышли на старт (к слову: в 2013 году участников было чуть ли не в половину меньше) – море положительных эмоций! Подробно о том, как это было, мы расскажем в ближайшем выпуске нашего «Олимпа». Сейчас разговор о другом; зачем всем этим людям понадобилось испытывать собственные физические возможности и бежать без остановки 42 километра и почему число «бегунов» так увеличилось за последние пару лет? Может быть, сработала активная пропаганда здорового образа жизни?
Легкоатлеты-любители – народ позитивный, веселый, к себе и своим «подвигам» относится с юмором. Это подтвердит каждый, кто хотя бы раз окунулся в эту среду. На майках многих марафонцев красовалась надпись: «Слабоумие и отвага». Это своего рода предупреждающий самоироничный ответ на частый вопрос «непосвященных» о том, зачем вы это делаете. Кстати, один раз на дистанции я услышала выкрик из толпы: «Вы что, больные?» Бегущие не растерялись и в несколько голосов ответили вопросом: «А вы уже выздоровели?». Это был единственный негативный момент за все почти четыре часа моей сорокадвухкилометровки.
Итак, о здоровье. Действительно, среди искренних фанатов бега немало таких, которые обратились к этому виду физкультуры, всерьез убегая от болезней, и победили их. Издано множество литературы, в том числе и медицинской, утверждающей, что бег способствует восстановлению после инфарктов, некоторых форм инсультов, помогает при варикозе, лечит многие виды нервных расстройств и легочных заболеваний. Но все же основная масса бегунов – люди вполне здоровые, и, например, мне не встречались среди них «зануды», решившие побежать на всякий случай, чтобы не болеть в будущем. Хорошее самочувствие в данном случае прямое следствие бега, становящееся одним из решающих стимулов продолжать это делать.
Журналист Геннадий Швец в восьмидесятых годах написал книгу «Я бегу марафон». Это был его репортаж о втором московском международном марафоне (кстати, двадцать девять лет назад в нем участвовали чуть более 600 человек, в том числе и из-за рубежа, даже капиталистического) и отчет о журналистском исследовании влияния бега на человека. В 1982 году марафон бежали представители клуба любителей бега «Муравей», действующего при одном из отечественных научно-исследовательских институтов. Состав клуба – научные сотрудники, которые параллельно со своей непосредственной работой, увлекшись марафонским движением, вели серьезные наблюдения за изменениями не только в организме человека, регулярно занимающегося бегом, но и за переменами в его социально-культурной жизни. Вывод из научно-исследовательской работы был таков: бег гармонизирует все системы человеческого организма, способствует достижению их оптимального баланса, среди бегунов значительно больше людей, достигающих высоких результатов в профессиональной сфере и имеющих стабильные семейные отношения.
Вопрос «почему вы это делаете?» я задавала всем героям нашей рубрики «Физкульт-пример», большинство из которых оказались легкоатлетами-любителями. И все они, зачастую незнакомые друг с другом, давали идентичный ответ: потому что без бега уже не могу. О том, что он им дает, также как один отвечали: снимает стресс, дает силы все успевать (несмотря на то, что забирает из ежедневного графика, как правило, часа два), вселяет чувство уверенности, дарит радость, и, безусловно, помогает поддерживать отличную физическую форму. Кто побежал однажды, как правило, не останавливается. И никакого безумия. А отвага – да. Пожалуй, она нужна на первом для легкоатлета марафоне. Отважиться преодолеть себя. Получилось здесь – получится и в другом: в работе, в деле жизни, в чем-то еще более важном, чем бег.