В некоторых развитых странах в метро на стенах висят портативные дефибрилляторы. В случае, если какому-то пассажиру станет плохо, пассажиры смогут оказать помощь еще до прибытия бригады врачей. У нас с этим пока не слишком хорошо. Самое большее, чем могут помочь прохожие человеку, который внезапно на их глазах схватился за сердце, это вызвать «скорую» по мобильнику.
Самым простым приемам врачей-реаниматологов следует обучать каждого. Так решили в Рязанском медуниверситете и сформировали бригаду студентов-добровольцев, готовых проводить инструктажи. Руководят массовой ликвидацией медицинской безграмотности доценты и профессора кафедры медицины катастроф. Они повидали за свою практику немало и способны обучить всем необходимым основам спасения человеческой жизни.
Первыми с учениками импровизированной школы начинающего реаниматолога стали студенты различных учебных заведений региона и их преподаватели.
После торжественного открытия школы и приветственных слов раздался «взрыв» за звуковым пультом, и одна из девушек, сидевших за ним, выбежала в центр зала, зажимая «фонтан крови», бившей из артерии. Вторая девушка, получив удар током, лежала без сознания. Инсценировка продолжилась образцово-показательными спасательными мероприятиями. Через минуту в задних рядах раздался крик «Помогите!» и звук падающего тела. Так появился третий участник учебного спектакля. Ну а после началась рутина: студенты-немедики выстроились в очередь к своим подкованным по части спасения жизни ровесникам в белых халатах и начали учиться делать искусственное дыхание, массировать грудную клетку, накладывать жгуты. В качестве спасаемых теперь выступили специальные учебно-медицинские роботы-манекены. Электроника следила за каждым шагом учеников и своевременно сообщала об ошибках.
– Мы хотим привлечь внимание к такой неотъемлемой составляющей современной цивилизации, как готовность в любой момент грамотно помочь ближнему, не навредить ему при этом безграмотностью, – рассказывает ректор Рязанского медуниверситета Роман Калинин. – За один раз научиться не получится, потому мы выступаем за то, чтобы такие образовательные акции стали, как говорят медики, «хроническими», чтобы охват обучаемой аудитории был бы максимальным. У реаниматологов есть понятие «золотого часа», в течение которого они должны успеть к пациенту. Но до их приезда надо, чтобы помощь оказывали пусть и не профессионалы, но те, кто точно знает, как спасать жизнь.
Студенты-добровольцы, которые помогают профессорам, в основном представлены учащимися четвертого курса. Среди них Диана Яковлева с лечебного факультета, будущий хирург.
– Знать основы реанимации надо любому врачу, особенно хирургу, потому я изучаю ее так же подробно, как и искусство владения скальпелем, – рассказывает Диана, – у меня уже есть опыт обучения людей первым неотложным мерам по спасению жизни. В прошлом году я преподавала в нашей «школе» и надеюсь, что в будущем удаться продолжить. Приходилось обучать даже детей. Ничего сложного нет, главное – внимание и усердие. Если мне в будущем предложат работать в центре медицины катастроф, я готова.