В библиотеке имени Горького в Рязани прошла презентация проекта «Неизвестная война в обычных предметах».
У каждого из нас есть вещи, которые направляют нашу память к самым значительным событиям в жизни. Сохранились такие предметы и у людей, переживших ужасы Великой Отечественной войны, – фронтовиков, тружеников тыла, их детей. Вещи отнюдь не военные – карандаш, пластинка, ложка… И вдруг они поведали целые истории, пронзительные, как и все воспоминания о войне. Предмет оказывался ключиком, открывавшим двери к целым наслоениям памяти.
Автор проекта – Алексей Пятшев – сумел найти необычную форму рассказа о событиях нашего недавнего героического прошлого. Фотографии и эссе-воспоминания, написанные от лица ветеранов, размещены в виртуальном пространстве, а значит, доступны везде, в любой точке, где есть Интернет. На наших глазах рождается интересная форма презентаций, когда знакомство с самими экспонатами происходит в удобное время наедине с ними, а разговор с автором ведется уже на конкретной площадке, где расставлены кресла для гостей.
Говорят, любое искусство начинается с детали. Руководитель студии fotokino.pro Алексей Пятшев постиг этот закон, занимаясь профессионально видеосъемками. Опыт написания документальных текстов к фотографиям у него первый и, скажем прямо, удачный. В этом могут убедиться наши читатели, познакомившись с несколькими зарисовками из цикла «Неизвестная война в обычных предметах».
«Все герои проживают в Рязанской области. Они полны энергии и жизни, – говорит Алексей. – Владимир Андреевич Инюцын в свои 90 лет работает в музее ВДВ, Лидия Ивановна Левитова работает в совете ветеранов и борется за права детей войны… Я рассказал лишь малую толику об их героической жизни. Надеюсь, этот проект позволит нам не забыть то страшное время и сделает нас немножко добрее».
Большую помощь в осуществлении проекта Алексею оказала Лидия Ивановна Левитова. Она тоже пришла на презентацию и поделилась своими воспоминаниями о войне. До сих пор Лидия Ивановна помнит наизусть первые строчки писем, которые присылал с фронта ее отец. Домой он не вернулся, семье сообщили, что пропал без вести. «Люди поколения победителей. Они навсегда запомнились мне своим исключительным благородством, так редко встречающимся в наши дни, – сказала представитель поколения детей войны. – Даже самые маленькие свидетельства тех лет для нас бесценны, и нужно сберечь их для будущих поколений».
Алексей Пятшев,
автор проекта:
Год назад вместе с библиотекой имени Горького мы задумали создать фотовыставку в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Выставка получила рабочее название «Война глазами молодежи». Сразу появился вопрос: а что показывать? Лица ветеранов? Исторические фотографии? Все это было уже неоднократно. Раз уж выставка называется «глазами молодежи» – то и интересна она должна быть именно молодежи. Появились даже хулиганские, кричащие идеи, чтобы сравнить современную жизнь подростков и тех юношей и девушек, которые ценой своей жизни спасали Отечество. Остановило то, что я не знал, как на это отреагируют ветераны, ведь самому молодому уже под 90 лет. Идея пришла в горах. Я перебирал рюкзак, в котором были сложены только самые необходимые вещи. Ничего лишнего с собой не возьмешь. И тут меня осенило: война – это клубок чувств, эмоций, воспоминаний. Может ли война ассоциироваться с одним предметом? Предметом, без которого история могла быть совсем другой. Огромную помощь мне оказал совет ветеранов Советского района Рязани. Член совета ветеранов Лидия Ивановна Левитова поняла мою идею и снабдила большим количеством контактов. Одна из трудностей, с которыми пришлось столкнуться, – это истории ветеранов. За много лет у них выработался определенный шаблон, что и как рассказывать. Интервью длились часами. А я выбирал лишь одну историю. С каждым героем мы смогли найти такой предмет. Всякий раз я ликовал, словно нашел золотой слиток. Удивлен и восхищен этим поколением. Они до сих пор живут, созидают, общаются, пишут друг другу письма. С одним ветераном я попытался договориться о встрече, на что получил ответ, что он не может, потому что на работе. Ему 90 лет! Ветеранов становится все меньше, и истории забываются. К некоторым ветеранам пришлось приезжать дважды для уточнения некоторых вопросов. И фрагменты историй, о которых они мне рассказывали в подробностях, они не смогли вспомнить. Хотя прошло каких-то четыре месяца. Историй о войне с каждым месяцем становится все меньше. Уже записаны новые истории. Основная жизнь проекта будет в Интернете – так его смогут посмотреть гораздо больше людей. Современность диктует свои правила. Если хочешь, чтобы прочли, – подстраивайся под них. А мое самое большое желание – чтобы увидели, прочли, чтобы это запало в душу.
Лидия Ивановна Левитова
Письмо
Одна история на миллионы семей
Отец был столяром на деревообделочном (ныне приборном) заводе, выпускавшем деревянные изделия для самолетов. Всем рабочим полагалась «бронь». Завод начали эвакуировать за Урал. Семейство нужно было забирать с собой в неизвестность. Тогда отец отказался от «брони» и пошел на войну.
«Здравствуй, дорогая моя супруга Екатерина Гавриловна», – так начинались письма простого рабочего. Последнее письмо пришло в марте 1942 года: «Завтра мы вступаем в бой у города...» (название было зачеркнуто цензурой).
Больше писем не было... вместо них пришло оповещение – пропал без вести.
Не помню, чтобы я голодала. Но ни разу не видела, чтобы мама ела. Больше всего мы ждали почтальона. Как только он приходил, все дети двора бегали за ним и дергали за рукав, чтобы он вытянул из сумки заветный, сложенный треугольничком, лист бумаги.
В День Победы шум во дворе был необыкновенный. И дети, и взрослые обнимались, целовались, радовались. Слез было нескончаемо...
После войны мы много-много лет ждали. Каждый раз, когда в нашу коммунальную квартиру раздавались звонки, мы все мчались к этой двери. Мы ждали отца и ждали почтальона...
Николай Матвеевич Струков
Лепешки
Как вместо трибунала благодарность получил...
После госпиталя меня отправили в училище в Тамбов. Иногда дежурили по городу. Дали поручение конвоировать капитана за нарушение дисциплины в комендатуру. Только отошли, он взмолился: «Сержант, отпусти, я с госпиталя, через час поезд на фронт. С матерью два года не виделся, может, и не свидимся больше…»
Как он на меня так подействовал, не знаю. Пожалел его и отпустил. Отпустил и думаю: теперь мне гауптвахта светит. Полковник в комендатуре аж весь красный стал, как узнал о моем поступке: «Ищи, где хочешь...»
Вместо поисков пошел на базар, набил полные карманы лепешек, мысленно смирился с арестом. К обещанному времени капитан, конечно, не явился.
Ждал, что вечером в училище арестуют. Нет – тишина. Утром тоже никто не объявился. А я ночи не сплю, знаю, накажут, куда они денутся. Никому не рассказываю о случившемся. На четвертый день приказ – училищу построиться на плацу.
«Приказ по Тамбовскому гарнизону полковника N. За образцовое проведение дежурства, за правильно принятое решение старшему сержанту Струкову объявить благодарность».
У меня даже от неожиданности дыхание перехватило. Сослуживцы и начальство понять ничего не могут. «Что ты в этом дежурстве сделал такого?» Я сам так и не узнал, почему полковник свое недовольство на милость сменил. Возможно, капитан подвиг совершил, а если бы я выполнил поручение, сдали бы его в штрафбат.
После этого я достал засохшие лепешки и раздал удивленным товарищам...