20:40 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
2703

Честь, долг, мужество

Жизненные принципы Героя России Олега Дуканова

Секретный характер работы сотрудников ФСБ делает их в глазах общества малодоступными. Тем не менее один из самых видных деятелей российских спецслужб, бывший руководитель Управления ФСБ по Рязанской области, Герой России, наш земляк Олег Михайлович Дуканов на интервью согласился.

09-29-34 Олег Михайлович Дуканов
Родился в 1953 г. в г. Барановичи (Белоруссия). Сын офицера. Окончил среднюю школу №33 в городе Рязани, Рязанское военно-инженерное автомобильное училище, Академии ФСБ и Генштаба. Офицерскую службу начал в Армавир­ском летном училище; в 1978 г. окончил Высшие курсы военной контрразведки в Новосибирске. Служил во многих точках страны, неоднократно был в Чечне. За проявленное мужество и героизм в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе Указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 2000 года генерал-майору Дуканову Олегу Михайловичу присвоено звание Героя Российской Федерации. В июне 2000 года О.М. Дуканов назначен на должность начальника Управления ФСБ по Рязанской области. С октября 2002 года – начальник Управления ФСБ по Ставропольскому краю. С мая 2008 года – в запасе. Генерал-лейтенант (2003). Награжден орденами и медалями Российской Федерации. Председатель российской организации содействия спецслужбам и правоохранительным органам (РОССПО). Вице-президент федерации универсального боя России. Президент федерации спортивной борьбы Ставропольского края. Почетный президент федерации спортивной борьбы Рязанской области. Президент федерации универсального боя Рязанской области. Член исполкома федерации спортивной борьбы России.

Несмотря на профессию (сейчас он, правда, на пенсии, но, как известно, бывших разведчиков не бывает), он открыт к общению, отзывчив, не забывает о своих корнях, о товарищах, людях, с которыми сводила жизнь. Так мне охарактеризовали его сослуживцы по рязанскому Управлению ФСБ, то же самое сказали о нем педагоги рязанской школы №33, которую он окончил в далеком 1970 году и навещает до сих пор. У него сохранились дружеские отношения с классными руководителями – Мариной Николаевной Колосковой и Калерией Григорьевной Сергеевой. В музее истории школы создан целый уголок, посвященный выпускнику, куда он передал в дар свои личные вещи. В Рязани Олег Михайлович получил и военную профессию, окончив Рязанское автомобильное училище. А вернулся сюда вновь на ответственную должность начальника Управления ФСБ, как шутит сам, подобно рекруту, спустя 25 лет службы в разных точках страны. Наш сегодняшний разговор с ним – не только о рязанском периоде. О прошлом и настоящем российских органов безопасности, особенностях работы в ФСБ, патриотическом воспитании молодежи.

Р.В. – Олег Михайлович, с 2000 по 2002 годы вы являлись начальником Управления ФСБ России по Рязанской области. Какие воспоминания остались об этом периоде? Что считаете для себя главными результатами в своей работе в этот период?

О.Д. – Я очень счастлив, что мне удалось поработать с коллективом рязанского управления. Это было мое желание и моя просьба к руководству – перевести меня сюда. Во-первых, здесь у меня жили родители, которые нуждались в определенной помощи. А во-вторых, Рязань я считаю своим родным городом, и мне очень хотелось приехать сюда поработать. Что касается моей деятельности того периода, мы в какой-то степени активизировали работу по линии борьбы с терроризмом, потому что это близко мне, я приехал сюда с конкретным практическим опытом, и мы продолжали работу, в том числе и на территории Чеченской Республики. В тот период была практика командирования сотрудников управления в определенные точки, закрепленные за управлением в Чечне. Имеющийся опыт позволял подготовить ребят для этих командировок соответствующим образом, они проявляли себя очень здорово в тот период, что было оценено конкретными наградами.

Кроме того, в тот период мы продолжили и укрепили определенные чекистские традиции в коллективе, укрепили материальную базу, стали строить свое ведомственное жилье и т. д. Должен сказать, что, когда передавал управление новому руководителю, мне не было стыдно: это был действительно эффективно работающий, слаженный, профессиональный коллектив.

Р.В. – Известно, что на решение Владимира Путина пойти в разведчики в свое время повлияли хорошие советские фильмы про людей этой профессии. А что подтолкнуло к ней вас?

О.Д. – Моя мотивация, наверное, мало чем отличается от мотивации Владимира Владимировича и многих других сотрудников, которые пришли в органы безопасности. Конечно, книги, фильмы, но, помимо прочего, у меня папа некоторое время работал следователем, потом старшим следователем по особо важным делам в УВД области, затем преподавателем в Высшей школе УВД, и ему приходилось работать совместно при расследовании ряда дел с сотрудниками КГБ. Он рассказывал о высоком уровне их профессионализма, об определенных подходах к решению задач, о чести, о долге, которые соблюдались неукоснительно, и я всегда советовался с отцом в тот период, когда перемещался с должности на должность. Когда мне было сделано предложение перейти в органы военной контрразведки, папа рекомендовал мне согласиться, но у меня была и собственная мотивация для этого.

Р.В. – Кто были вашими наставниками, людьми, сыгравшими важную роль в жизни?

О.Д. – Мне в этом плане сильно повезло: у меня были очень хорошие начальники, они же наставники, люди, которые могли дать не просто профессиональный, а жизненный совет, поддер­жать. Я могу перечислять много фамилий, начиная со школьных учителей, командиров военного училища, с первого и до последнего моих руководителей в органах КГБ-ФСБ – все очень порядочные люди и настоящие профессионалы. Они показывали на собственном примере, как надо жить, служить, быть верным Родине.

Р.В. – Для массовой аудитории ФСБ по-прежнему остается одной из самых закрытых силовых структур России – вы согласны с этим мнением?

О.Д. – Я знаю и более закрытые структуры, чем ФСБ. На самом деле мы открыты, руководители управлений – это вообще публичные люди. Я считаю, они должны общаться и с прессой, и с общественностью, и с людьми разных социальных категорий, это неотъемлемая часть нашей работы, ведь мы решаем все свои задачи в основном при опоре на российских патриотов. В общении с общественностью, в частности с прессой, у меня подход такой – говорить правду и только правду, но не всю. Это должно быть совершенно понимаемо, потому что и форма, и методы работы носят секретный характер. Я думаю, общественность это тоже понимает.

Р.В. – После развала Советского Союза в ваших структурах произошли большие изменения. Как пережила Федеральная служба безопасности этот сложный период?

О.Д. – Время действительно было непростое. С 1991 по 1994 годы, до прихода Сергея Степашина, поменялось немало названий и руководителей ведомства. Притом общая экономическая обстановка в стране была чрезвычайно тяжелой, и это не могло не отразиться на обеспечении военнослужащих любых структур, в том числе и органов безопасности. Самое страшное заключалось в том, что многие востребованные, грамотные кадры, среднее звено наиболее квалифицированных сотрудников ушли в коммерцию. Но постепенно все-таки пришло понимание, что престиж органов безопасности нужно возрождать. К нам снова пошла хорошая молодежь. Как правило, за молодым сотрудником закрепляется наставник из числа опытных старших оперуполномоченных или руководителей среднего звена, сопровождает его работу, помогает, подсказывает. Был период, когда некому было выполнять эту функцию, но сейчас эти пробелы ликвидированы. Прошло достаточно много времени, мы стабильны, восстановили кадровый потенциал, нарастили свои специальные силы и средства. На сегодняшний день мы являемся достаточно мощной структурой в системе органов безопасности страны. Если рассматривать наш потенциал в сравнении с аналогичными службами в мире, я считаю, мы в числе первых, если не первые.

Р.В. – ФСБ занимается борьбой как с внешними, так и с внутренними угрозами безопасности страны. Какие из них вызывают у вас наибольшую озабоченность? На что тратится больше сил?

О.Д. – Я бы не отдавал приоритета одной угрозе по сравнению с другой, они в равной степени опасны для государства, страны, общества в целом. Внутренняя обстановка непростая. Не может быть спокойно в государстве в целом, если неспокойно в одном из регионов, а это именно так. На Северном Кавказе удалось в целом ликвидировать незаконные вооруженные формирования, но пока продолжает действовать бандподполье. Степень этой опасности зависит как раз от активности внешней угрозы, от финансирования этих структур. Практика показывает: когда выделяются деньги, начинается активность, появляются новые члены этих бандформирований. Конечно, объективно это вызвано разными причинами, в том числе и социальными. Это следствие той же безработицы, того, что много молодежи в том регионе не получило необходимого образования в силу того, что шла война. А зарабатывать где-то нужно, и, увы, самый простой способ заработка они видят в наемничестве в каких-то структурах.

Что же касается внешней угрозы, здесь не требуются комментарии. Мы живем сейчас в состоянии санкций, против нас под руководством Соединенных Штатов объединился Евросоюз. Существует четкое понимание, что силой оружия Россию не победить. Самый оптимальный путь – влияние на сознание людей. Выбран актуальный повод – отношения Украины и России, эта карта и разыгрывается. И мы оказываем противодействие в идеологическом плане: достаточно посмотреть передачи некоторых центральных телеканалов, «круглые столы», дебаты, которые проводятся ежедневно.

Р.В. – Ваши командировки в Чеченскую Республику – сколько их было, что в них самое сложное?

О.Д. – Война есть война – дело сложное и неблагодарное, которое сопровождается потерями, утратой боевых друзей. Я вместе с войсками вошел на территорию республики 11 декабря 1994 года, в 1995-м вернулся к месту службы. В 96-м поехал туда опять и находился там три месяца. В 99-м уехал уже на год. Сначала был на розыске захваченных в плен наших военнослужащих, потом руководил временной оперативной группой военной контрразведки. Был руководителем и участником специальных операций, занимался освобождением заложников из числа военных и гражданских лиц, решал вопросы по освобождению населенных пунктов и многие другие.

Р.В. – В 33-й рязанской школе по вашей инициативе, при поддержке Управления ФСБ созданы кадетские классы пограничного профиля. Как еще вы участвуете в работе по патриотическому воспитанию молодежи?

О.Д. – С группой соратников – ветеранов спецслужб мы реализуем проект по возрождению и сохранению памяти о Герое России, адмирале, заместителе директора ФСБ Германе Алексеевиче Угрюмове. В городе Михайловске под Ставрополем мы создали мемориальный комплекс, в составе которого – Аллея памяти, детский сад, реабилитационный медицинский детский центр, спортивный комплекс, строятся средняя школа и храм. Недавно на территории была открыта скульптурная композиция «Адмиралы России». Также о Германе Алексеевиче мы сняли очень хороший фильм, аналогичный фильм был снят и о генерале Анатолии Александровиче Романове. Мы изготовили около десяти тысяч дисков с этими фильмами и передали их в регионы. По тем отзывам, которые мы получаем, молодежь очень правильно на них реагирует.

Я часто бываю в кадетском училище в Ставрополе. Там мы работаем над очень важным направлением – приобщением детей к спорту. Спорт важен в жизни каждого человека, и в моей сыграл только позитивную роль: он учит труду, развивает целеустремленность, укрепляет физическое здоровье. Результаты радуют: в частности, впервые за всю историю борьбы в Ставропольском крае наш воспитанник в Лос-Анджелесе занял первое место, стал чемпионом мира. К Дню работника органов безопасности 20 декабря мы решили на базе училища провести турнир по единоборствам.

Р.В. – Большое спасибо за интересную беседу!

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 181 (4975) от 30 сентября 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Вслед за Синей птицей

Готовность жилищно-коммунального и энергетического хозяйства региона к предстоящему отопительному сезону обсуждали на расширенном заседании Правительства Рязанской области

Из-за пожаров в двух районах Рязанской области без крова остались в общей сложности 14 человек

«Итогами довольны», –
говорит руководитель старейшего сельхозпредприятия Старожиловского района
Олег Дробышев
Мания преследования
Димитрий Соколов
Читайте в этом номере: