Студенты Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина и их китайские друзья поют песню «Оливковое дерево», популярную в Поднебесной. Пятилетие института Конфуция они отмечают как одна большая семья.
Видео Дмитрия Соколова
За пять лет институт Конфуция в Рязани стал не только базой для изучения китайского языка, но и культурно-просветительским центром, укрепляющим дружбу России и Китая. В разных странах насчитывается 500 институтов Конфуция и еще действует тысяча его небольших отделений по всему миру. Рязанский институт Конфуция в прошлом году вошел в число 25-ти лучших.
– Когда мы предлагаем студентам второй или первый иностранный язык для изучения, то китайский, конечно же, вне конкуренции. Пытаемся обеспечить его преподавание на должном уровне, чтобы выпускать конкурентоспособных специалистов – переводчиков и учителей. Надеемся, что они будут востребованы. Отмечу, что запрос на подготовку таких кадров поступает из разных регионов страны, – говорит директор института Конфуция РГУ им. С.А. Есенина Елена Марьяновская.
Символично, что день пятилетия института Конфуция совпал с китайским праздником середины осени, который отмечается в семейном кругу.
– В этот день проходит семейный ритуал любования луной. Праздник еще называют днем единения семьи. В Китае говорят: полная семья, что круглая луна. А те, кто находится далеко от дома, поднимают глаза к небу, смотрят на лунный диск и вспоминают семью, – рассказывает директор института Конфуция РГУ им. С.А. Есенина с китайской стороны Нина Шань. – Известный поэт Ли Бо посвятил луне много стихов. Одно из самых известных, «Размышления тихой ночью», хочу вам прочитать:
У самой моей постели
Легла от луны дорожка.
А может быть, это иней?
Я сам хорошо не знаю.
Я голову поднимаю –
Гляжу на луну в окошко,
Я голову опускаю –
И родину вспоминаю.
Гость из Поднебесной Чжао Боюань проводит мастер-класс по каллиграфии для студентов. Черной тушью на бумаге он выводит два иероглифа, означающие ключевое понятие в конфуцианстве – «добродетель».
– В Китае все люди стараются обрести какие-то определенные добродетели, – комментирует Чжао Боюань. – Особую важность в этом процессе отводится воспитанию детей. В нашем обществе культивируется добродетель почтения к старикам и заботы о детях. Такой человек относится к любым старым людям, как к своим родителям, и к любым маленьким детям, как к своим собственным детям.
Навыки каллиграфии тоже служат средством развития добродетели.
– Это искусство воспитывает цельность характера и умение планировать, – отмечает заведующая кафедрой восточных языков РГУ Ирина Шеина.
Как, впрочем, и китайская гимнастика тай-чи. Комплекс упражнений «24 формы стиля Ян» показала студентка университета Анастасия Донцова. Вскоре она получит диплом учителя китайского языка. Если запоминание иероглифов укрепляет память, то гимнастика тай-чи помогает находиться в гармонии с миром.
– В первую очередь она помогает обрести спокойствие, так необходимое нам в повседневной жизни для активной работы и полноценного отдыха. Очень полезна эта гимнастика при сколиозе – спина выпрямляется буквально за полгода. Ну и не надо забывать, что тай-чи все-таки боевое искусство, и занятия пойдут на пользу тем, кто практикует любые виды единоборств, – считает студентка института Конфуция РГУ Анастасия Донцова.
Этика Конфуция определила лик Поднебесной. И привела страну к процветанию. Культ семьи, где царят бескорыстие и долг, переходит в культ совершенного мужа, который заботится о благе государства. Мечта о справедливом общественном устройстве – это то, что особенно сближает Россию и Китай. Ведь что Конфуций, что Владимир Мономах – в правде и истине видели залог процветания державы.
– Конечно, точек пересечения конфуцианства и православия очень много. Зачастую, обращаясь к высказываниям китайского мыслителя, ловишь себя на мысли, что нам они уже знакомы по книгам русских философов и святых старцев. Все учения сходятся в одном нравственном законе: «Поступай с другим так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Это тот самый диалог культур, который уходит корнями в древность и который мы тоже пытаемся развивать с помощью нашего института, – продолжает Елена Марьяновская.
Знакомство с другой культурой помогает глубже проникнуть в свою. Гости праздника с удовольствием участвовали в творческих мастерских – делали маски пекинской оперы, знакомились с секретами китайской вышивки и оригами, постигали тонкости чайной церемонии. Общение в тот день было похоже на мелодию, где сплетались голоса старинных инструментов и современные ритмы. И каждый знал, что эта песня – о дружбе.