С 28 сентября 2015 года на трассах федерального, регионального и местного значения действуют межведомственные группы, проверяющие большегрузный автомобильный транспорт. Задача инспекторов – выявить и пресечь нарушения законодательства о перевозке грузов со стороны компаний-перевозчиков и довести до широкого круга общественности те возможные негативные последствия, которые могут наступить в результате подобных нарушений.
При приближении к стационарному пункту весового контроля на федеральной автодороге М 5, в районе поселка Турлатово, водители большегрузов перестраиваются в правый крайний ряд. Это им предписывают стоящие на обочине дорожные знаки. В противном случае – штраф за нарушение требований знака. На низкой скорости фуры накатом проезжают по датчикам, установленным на дороге в полсотне метров от поста весового контроля.
– Если перегруза нет (нагрузка на одну ось не выше 10 тонн), раздается звуковой сигнал, и водитель продолжает движение, – говорит исполняющий обязанности начальника стационарного поста весового контроля Виктор Макаров. – Если перегруз – видеокамера передает изображение на компьютер, и специалисты при помощи web-программы тут же обрабатывают данные и выясняют, какой ущерб нанес водитель дороге, следуя из пункта отправления до поста весового контроля. Для расчета ущерба существуют специальные таблицы.
Инспекторы не только взыскивают с нарушителей нанесенный дороге ущерб, но еще административно наказывают виновных, составляя протокол по статье 12.21.1 Кодекса «Об административных правонарушениях».
– За нарушение закона водителю выписыватся штраф в размере от полутора до пяти тысяч рублей, – говорит государственный транспортный инспектор управления автодорожного надзора по Рязанской области Сергей Никитин. – Оплатить его нарушитель может прямо на посту, где установлен терминал. На должностных лиц, ответственных за перевозку грузов, – штрафы в пределах от 15 до 50 тысяч рублей. Юридические лица наказываются штрафом от 150 до 500 тысяч рублей.
Но задача участников акции – не столько привлечь нарушителей к ответственности, сколько не допустить дальнейшего передвижения автомобиля с перегрузом по дороге. Водителю предлагают проехать на штраф-стоянку и устранить нарушение закона. Он либо перераспределяет груз в кузове автомобиля, чтобы изменить нагрузку на оси, либо перегружает товар в другую машину.
Водитель Сергей Омельченко, проехав контрольную точку на весах, в нарушители не попал, но инспекторы его все же остановили, чтобы вручить символический флажок и наклейку на автомобиль с надписью «Еду без перегруза – берегу дороги!»
– Я везу товары из Чехова в Барнаул, – говорит Сергей Юрьевич. – Перегруза не допускаю. Сейчас за это строго наказывают и автовладельцев, и перевозчиков. А главное, сами же потом будем по разбитым дорогам ездить. Так что правила нужно соблюдать.
К участию в рейдах в регионах привлекаются также и общественники, в основном из числа местных депутатов. На пост весового контроля в Турлатово приехал недавно избранный депутат Рязанской областной Думы Николай Митрохин. Он переживает за состояние и федеральной трассы, и дорог по району, потому что живет в Вышгороде, и многие водители фур, пытаясь объехать весы, следуют через это село. Николай Николаевич считает, что закон соблюдать нужно, однако на ситуацию необходимо смотреть и с другой стороны.
– У нас есть обращения транспортников, – говорит Николай Митрохин. – Они не согласны с такими жесткими мерами. Если нарушают закон, я их не оправдываю. Но к чему могут привести однобокие меры? Они сильно ударят по транспортникам, а потом и по дорожникам. Машина, которая способна везти 20 тонн, везет только 10. Рентабельность перевозок снижается, а отсюда удорожание на все работы. Надо дороги делать более качественными. Мне друзья рассказывали, что они водят 80-тонные грузовики в Африке, и дороги там не разрушаются. Мы, конечно, в областной Думе будем предпринимать меры в рамках наших возможностей, но, мне кажется, проблему надо решать на государственном уровне, более масштабно.
Как показывает практика, комплексное решение любой проблемы всегда более эффективно. Однако меры должны четко работать и на отдельных участках. Инспекторы считают, что если не поставить на дороге заслон перегрузу, ездить вскоре будет негде, дороги разрушатся.
– Проезд одного грузовика массой 12 тонн по своему воздействию на дорогу равен проезду по трассе 20 тысяч легковых автомобилей, – говорит заместитель начальника федерального управления автомобильных дорог «Большая Волга» Владимир Васильев. – Если речь идет о грузовике-нарушителе с перевесом в 50 процентов, то разрушающий эффект усиливается в пять раз. Процент тяжелых грузовиков в составе дорожного движения – менее 3 процентов, нарушителей еще меньше – порядка 1 процента, но при этом восстановление разрушенных ими дорог ведется на средства каждого из водителей.
Только по итогам прошлого года дорожными пунктами весового контроля в целом по стране было зафиксировано более 1 миллиона нарушений. А значит, инспекторы будут выходить на дорогу, чтобы ликвидировать перегруз вовсе.