О том, чем живет сегодня крупнейший вуз региона и каким он стал в преддверии празднования своего столетия, мы говорим с исполняющим обязанности ректора университета Алексеем Александровичем Зиминым.
Р.В. – Алексей Александрович, юбилейный год – время подводить итоги и строить планы на будущее. Расскажите, какое место занимает вуз в образовательном пространстве региона сегодня.
А.З. – За сто лет вуз прошел большой путь от женского учительского института до классического университета. Были разные этапы в его жизни: простые и сложные, периоды активного развития и менее интенсивного. И сегодня можно сказать, что университет представляет собой мощный образовательный центр с большим потенциалом. Мы научились использовать наши возможности с учетом современных информационных и инновационных технологий. Грамотное сочетание многолетних традиций, накопленного опыта и современных технологий позволяет нам быть одним из ведущих вузов не только в области, но и в стране.
Р.В. – В РГУ имени С.А. Есенина обучаются более десяти тысяч студентов, в вузе реализуются десятки образовательных программ. Это говорит, как минимум, о масштабах образовательного процесса в университете. Как удается удерживать столь высокую планку?
А.З. – В регионе мы держим лидирующие позиции как по количеству профилей подготовки специалистов, бакалавров, магистров, так и по количеству студентов. Но, думаю, важно не столько количество, сколько качество подготовки. Средний балл при поступлении в вуз уже не первый год выше тех планок, которые устанавливает Министерство образования при проведении мониторинга эффективности вузов. В этом году он вырос примерно на два пункта. Конкурс в этом году был достаточно высоким, причем на все направления. И основное, на наш взгляд: растет популярность педагогических направлений подготовки, имеющих особенно большое значение как для университета, так и для нашего региона.
Р.В. – Как раз об этом хотела поговорить. Со всех трибун звучит, что нужны молодые специалисты, не хватает педагогических кадров в области точных наук и по естественному направлению. Как вуз включился в решение этой проблемы?
А.З. – Изменения произошли. Во-первых, наш университет стал участником глобальной федеральной программы модернизации педагогического образования. Совместно с нашим партнером – Московским городским психолого-педагогическим университетом – мы активно, а главное, эффективно участвуем в эксперименте по модернизации педагогического образования. В дальнейшем планируется, что опыт проектов и программ, которые мы сейчас отрабатываем вместе с нашими студентами и магистрантами, будет использоваться во всех образовательных учреждениях России. Еще одно приоритетное направление, обозначенное в российской образовательной политике, – формирование современного корпуса инженерных кадров – требует качественной подготовки по точным и естественным дисциплинам. И мы делаем конкретные шаги по повышению качества образования учителей и других специалистов по этим направлениям. Так, в университете был открыт современный кабинет по методике преподавания физики. Новая лаборатория позволяет учитывать те особенности и новшества, которые сегодня внедряются в стандарты средней школы. Следующим шагом будет открытие современной лаборатории по информационным технологиям на физико-математическом факультете. Являясь классическим университетом, мы имеем возможность охватывать достаточно широкий спектр направлений подготовки, который нужен как раз для усиления научно-естественного блока. В министерстве образования Рязанской области уже обсуждали возможность участия РГУ имени С.А. Есенина в подготовке школьников непосредственно на базе школ города. В планах — открытие профильных классов по физико-математическому и естественно-научному блоку дисциплин.
Р.В. – Как в таком случае быстро и эффективно наладить взаимодействие со школами? Уже есть успехи в этом направлении?
А.З. – Уже подписаны соглашения о сотрудничестве с рядом школ. Одна из них – школа №3, которая получила статус Центра развития образования. Совместными усилиями мы будем внедрять новые методики по физике, информатике, химии, которые, надеемся, повысят интерес школьников к этим дисциплинам. Одна из задач, которую мы пытаемся решить, – заинтересовать школьников изучением данных предметов и минимизировать их страхи перед сдачей ЕГЭ.
Р.В. – Вуз постоянно в центре внимания, в том числе и со стороны властей. Скажите, как строятся отношения университета с региональной властью, можно ли назвать их партнерскими?
А.З. – Понятно, что без взаимодействия с органами государственной власти работа вуза эффективной быть не может. Заинтересованность министерств образования, труда и занятости, промышленности, инновационных и информационных технологий, экономического развития и торговли в работе вузов достаточно высокая. И самое главное: эти отношения в самом деле партнерские. При поддержке министерств формируются контрольные цифры приема. Именно министерства постоянно работают над обеспечением кадрового потенциала социально-экономического блока региона. Важно, что работа в тандеме позволяет достаточно быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка и те изменения внешней среды, которые у нас происходят достаточно часто. А это может происходить только тогда, когда отношения между органами власти и системой образования устойчивые и эффективные.
Р.В. – Если говорить о кадровых проблемах, существуют ли они в вузе?
А.З. – Я могу с уверенностью сказать, что из года в год квалификация наших преподавателей растет. Профессорско-преподавательский состав университета насчитывает более 500 человек. Из них 15 процентов имеют степень доктора наук, около 60 процентов – степень кандидата наук. В последние годы мы наблюдаем тенденцию снижения среднего возраста преподавателей. И, конечно, стараемся делать все возможное, чтобы привлекать в науку молодежь. И результаты есть. Одна из наших задач – сделать так, чтобы учиться в университете было престижно, а работать комфортно.
Р.В. – Как университет наращивает свой исследовательский потенциал? Что удалось сделать в последнее время для развития инфраструктуры вуза для научной и исследовательской работы?
А.З. – Университет не может существовать без науки. Любой преподаватель, обучая студента, совершенствуется, занимаясь именно научной деятельностью, исследованиями, подготовкой публикаций в той области, в которой он специализируется. Если будет развиваться наука в вузе, будет расти и качество образования. Правительством России обозначены ключевые направления научной деятельности, по которым мы и работаем. Могу с гордостью сказать, что только за последний год на развитие материально-технической базы научных подразделений потрачено более 8 миллионов рублей. Это оборудование, необходимое для физико-математического и естественно-географического факультетов. Что касается научной деятельности и межвузовского взаимодействия, то нами выстроены эффективные партнерские отношения с рядом российских и зарубежных университетов. Это Мордовский государственный университет имени Огарева, Курский государственный университет, Белгородский государственный технический университет имени Шухова, Московский государственный университет, Ереванский государственный университет, Чанчуньский университет Китайской Народной Республики. Мы активно сотрудничаем, реализуем конкретные проекты и проводим совместную научную работу. Это позволяет нашим специалистам использовать свой потенциал в научной сфере и получать синергетический эффект от этого взаимодействия.
Р.В. – Современные стандарты образования предусматривают и более тесное взаимодействие с потенциальными работодателями и бизнесом. Как складываются отношения РГУ имени С.А. Есенина с предприятиями региона?
А.З. – Сегодня взаимодействие с бизнесом является ключевым аспектом формирования компетенций любого специалиста. А желание, подкрепленное необходимостью, позволяет делать это достаточно эффективно. Тем более что заинтересованность в этом вопросе у сторон обоюдная. Бизнес и работодатели прекрасно понимают, что от кадров зависит будущее предприятий, развитие бизнеса. Одним из ярких примеров такого взаимодействия является создание в университете осенью 2014 года базовой кафедры совместно с Рязанским филиалом Сити-банка. На кафедре готовят специалистов, способных решать конкретные задачи предприятия. Создание подобных проектов рассматривается с финансово-промышленной компанией «Инвест» и предприятиями социальной сферы. При этом рассматриваются формы и более тесного взаимодействия, такие как лаборатория на базе предприятия и совместный центр на базе университета. И совсем скоро на базе физико-математического факультета планируется открытие авторизованного Центра совместно с компанией D-Link. При этом мы внимательно следим за рынком вакансий региона и учитываем эти потребности при формировании контрольных цифр приема и при формировании профилей краткосрочных форм обучения, таких как магистратура. Стараемся делать все возможное, чтобы обеспечить кадрами предприятия региона.
Р.В. – Вуз занимает активную позицию в вопросах международного сотрудничества. Какие успехи и проблемы существуют в этом виде деятельности?
А.З. – РГУ имени С.А. Есенина – единственный вуз в регионе, который готовит специалистов по иностранным языкам и международным отношениям. Для нас международная деятельность – одно из ключевых направлений. Динамика в этой сфере за последние годы только положительная – в университете обучается более 200 иностранных студентов из 26 стран. На всех факультетах и во всех институтах учатся иностранные студенты. Наш университет – единственный вуз в Рязани, в котором работают преподаватели – носители языка по подготовке специалистов по китайскому, японскому и английскому языкам. Помимо этого, мы достаточно активно прорабатываем вопросы, связанные с академическими обменами, в ходе которых студенты обучаются за пределами своей страны в течение одного или нескольких семестров, как в вузах ближнего, так и дальнего зарубежья. Сегодня также студенты всех факультетов нашего университета имеют возможность пройти летние стажировки в Англии, Испании, Германии, Китае, Японии, Армении. Со многими вузами мы выстраиваем достаточные конструктивные отношения, взаимодействуем как в образовательной, так и в научной деятельности.
Р.В. – За 100 лет вузом накоплен огромный опыт. Перспектив, вероятно, еще больше? Расскажите о ближайших планах. Как будете отмечать юбилей?
А.З. – Сто лет – дата достаточно серьезная, она не должна остаться незамеченной для жителей региона. И приятно, что наш юбилей будет завершать череду больших праздников. Ведь в этом году мы уже отметили такие знаменательные даты, как 70-летие Великой Победы, 920-летие Рязани, 120-летие С.А. Есенина. Основные мероприятия нашего юбилея придутся на неделю с 14 по 18 декабря. Ждем гостей из российских и зарубежных университетов, представителей Министерства образования РФ, посольств стран, с которыми мы тесно сотрудничаем. В университете мы уже начали обратный отсчет дней до юбилея. В ближайшее время на всех факультетах и в институтах пройдут встречи с выпускниками, известными людьми, творческие вечера, спортивные мероприятия. Хочется, чтобы наш праздник запомнился всем рязанцам. Мы готовим подарок жителям города, о котором пока умолчу.
Если говорить о перспективах развития, планы у нас грандиозные, но вполне реалистичные. Наша основная задача – быть полезными региону. И мы будем делать все возможное для этого. А если мы будем востребованы – будем развиваться. Конкретные задачи – это повышение качества подготовки наших выпускников. Мы будем расширять спектр научных интересов, последовательно выстраивать отношения с работодателями и органами власти, чтобы эффективно и в полной мере обеспечивать кадровые потребности региона.