14:12 МСК
Пятница
13 / 09 / 2024
1847

Медиаобразование: учимся читать, писать и понимать

Сегодня в некоторых рязанских школах учащиеся приходят на урок с газетой. Вместе с педагогами они анализируют картину окружающего мира, учатся выражать свои мысли по поводу событий, происходящих в стране и регионе. После уроков ребята домой не спешат, а в школьных редакциях работают над выпуском своих газет, на страницах которых пишут заметки о том, что их окружает, делятся мыслями с читателем по различным волнующим их поводам. Все эти процессы педагоги называют термином – «медиаобразование».

Как направление в педагогике медиаобразование стало активно развиваться в российских школах и вузах в начале XXI века. В стране действует Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России. Профессора и преподаватели факультета журналистики МГУ под руководством декана Елены Вартановой разработали и издали пособие «Медиаобразование в школе». Основные задачи медиаобразования – подготовить детей к жизни в новых информационных условиях, к восприятию различной информации, научить ребенка понимать ее, осознавать последствия воздействия информации на психику, овладевать различными способами общения.

Медиаобразование сегодня продвигают многие страны мира. В Англии, например, где 9 миллионов школьников, около 70 тысяч из них изучают обязательный цикл предметов по медиаобразованию. Оценивая ситуацию с развитием медиаобразования в России, эксперты пока говорят только о становлении. В нашем регионе многие, кто бы мог развивать перспективное в педагогике направление, на мой взгляд, о нем даже не слышали. Хотя есть и обратные примеры, на которых далее обязательно остановлюсь.

Почему я решил поделиться с читателями своими мыслями на эту тему в авторской колонке? Дело в том, что я как журналист занимаюсь вопросами медиаобразования уже почти 30 лет и накопил в этой области некий опыт.

В 1987 году начал работать корреспондентом Рязанского областного радио на ГТРК «Ока». В тот же год создал при редакции Школу юнкоров. В ней прошли обучение и те, кто сейчас успешно работает в журналистике на разных должностях у нас в регионе и в Москве. Потом мне предложили создать такую школу при Дворце детского творчества, и она там работает до сих пор. Сейчас я обучаю молодую журналистскую поросль в Школе юных менеджеров. Эффективность от этих занятий, скажу вам, потрясающая. Дети меняются буквально на глазах. Они становятся любознательными, эрудированными, умеющими вести поиск необходимой информации по различным источникам, учатся выстраивать диалог с собеседником, слышать его и понимать. Довольными остаются и родители, и педагоги. Успеваемость у юных корреспондентов в школе улучшается. Ребенок, ранее себя никак не проявлявший, становится заводилой, инициатором интересных школьных дел, гордым от того, что теперь он – журналист.

Развивать у себя медиаобразование стали и некоторые рязанские школы. Они издают газеты, пытаются делать свое школьное телевидение, но у педагогов не хватает профессиональных знаний, а журналистов к себе школы пока не очень охотно приглашают.

Региональное министерство образования проводит для юных журналистов конкурс «Слово доброе посеять», а управление образования и молодежной политики города Рязани – фестиваль литературно-художественного творчества «Начало», где одно из направлений – «Журналистика». Помимо этого, школьные редакции участвуют в конкурсах и фестивалях, которые проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти, Чебоксарах. Недавно мне звонил президент международного фестиваля юношеских СМИ «Волжские встречи» Евгений Суховерко и приглашал в гости. В мае 2016 года в Чебоксарах будет проходить XXVII фестиваль, на котором ждут рязанцев. Пока не знаю о других, а воспитанники школы юных менеджеров уже приступили к подготовке материалов на этот фестиваль.

Понимая важность и значимость медиаобразования, газета «Рязанские ведомости» совместно с кафедрой журналистики РГУ открывает постоянно действующий при редакции клуб начинающих журналистов. Каждую пятницу с 16 до 18 часов в этом клубе, ориентированном, прежде всего, на старшеклассников школ, учащихся колледжей и студентов вузов, будут проводиться занятия по журналистике. Первое занятие пройдет в предстоящую пятницу, 9 октября.

И если пока еще уровень развития медиаобразования в регионе, по различным оценкам, невысок, то теперь благодаря деятельности клуба начинающих журналистов при газете «Рязанские ведомости» ситауция может несколько измениться. А профессиональное сообщество пополнится качественно подготовленными журналистами, которые будут уметь не только читать газеты и писать в них материалы, но понимать, что и зачем они пишут.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 186 (4980) от 07 октября 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Памяти не оборвется нить
В ООО «Авангард» издали книгу об односельчанах – участниках войны
Эликсир поэзии
Есенин раскрывает таланты
Димитрий Соколов
Читайте в этом номере: