В эти дни отмечается 75-летие системы профтехобразования России. Изначально она была создана для подготовки специалистов среднего звена, рабочих и служащих.
В послевоенное время рабочие профессии, что называется, были в фаворе. Государство всеми возможными средствами их пропагандировало. Вспомнить хотя бы фильм «Весна на Заречной улице». Главный герой – лихой парень, лучший сталевар завода, не привыкший к отказам девушек. Сегодня про такого сказали бы – секс-символ. Но времена менялись, и в 90-е годы про героев-сталеваров и прочих представителей рабочих (и не только рабочих) профессий подзабыли. В те годы я была хоть и в детском, но уже весьма осознанном возрасте. Успешным тогда было принято считать того, кто, к примеру, держал «комок» (палатку, где продавали жвачку, газировку и другие радости постсоветской жизни) или работал «челноком», реализуя на рынке привезенную из Турции или Китая дешевую одежду сомнительного качества. Понятно, что заниматься всем этим «диким» предпринимательством те же бывшие заводчане или школьные учителя начали не от хорошей жизни. Предприятия закрывались, в школах месяцами не давали зарплату. Пренебрежительное слово «пэтэушник» считалось чуть ли не ругательством и своего рода черной меткой, означающей, что молодой человек, мягко говоря, умом не блещет.
Нынче все иначе: система профессионального образования возрождается. И теперь государство всеми усилиями пытается показать, что рабочая профессия – это отнюдь не удел неудачников, людей с низким интеллектом. Печь хлеб, пахать землю, работать воспитателем в детсаду, штукатурить стены – должно быть не стыдно, а престижно. Но как трудно построить дом на месте разрушенного до основания здания, так же сложно изменить коллективное сознание людей, уверенность в том, что, отучившись после школы в университете пять лет на какого-нибудь управленца, сразу смело можно чем-нибудь эдаким управлять. О том, что подавляющее большинство людей не склонны к управленческой деятельности, никто не думает. Да и потом… Чтобы управлять чем-то и кем-то, нужно для начала самому досконально разбираться в работе своего персонала. Я, например, глубоко убеждена, что главврачом больницы может быть только высокопрофессиональный врач; директором школы – тот, кто способен провести первоклассный урок; руководителем печатного СМИ – журналист, готовый написать классную статью на любую тему. Такая точка зрения вызывает много споров, тем не менее она имеет право на существование.
Чтобы привлечь молодежь в рабочие профессии, сегодня делается ставка на профориентацию. Развернулась целая кампания, призванная повысить престиж рабочих специальностей. На днях в Рязани прошла выставка «Образование и карьера». Она продемонстрировала все многообразие профессий, которые можно получить в учебных заведениях Рязанской области. Но увидеть и услышать – это одно. Совсем другое – попробовать себя в профессии. И мне кажется, что именно эту форму профориентации сегодня нужно активнее продвигать. В прошлом году в Рязанской области был проведен очень интересный и полезный конкурс «Профессия мечты»: школьники общались с профессионалами, проводили с ними один день на рабочем месте, помогали, практиковались. А если взять уже ставшие традицией дни самоуправления в школах, техникумах, вузах… Иногда к ним относятся исключительно как к игре, а это не что иное, как возможность попробовать себя в учительской профессии. Или вот такой пример: в рязанском медуниверситете реализуется проект «Школа первой помощи». Преподаватели и студенты-старшекурсники показывают школьникам и всем желающим на специальных манекенах, как спасти человеку жизнь, и дают возможность освоить это на практике. И это, между прочим, отличный тренинг для тех, кто не может понять, готов ли он получать врачебную профессию или лучше пойти в другую сферу. Интересный проект в смысле профориентации запустили на днях в Касимове. В одном из кафе один день в неделю официантами работают известные в городе люди. Изначально этот проект задумывался как коммерческий, но очевидно, что он гораздо шире и в данном случае привлекает внимание к профессии официанта. Фото- и видеоотчеты о том, как в минувшее воскресенье гостей кафе обслуживал местная знаменитость, молодежный активист, артист, уже «гуляют» по социальным сетям и быстро набирают просмотры.
Помнится, когда я училась в школе, у нас никакой профориентацией и не пахло. И мало кого, кроме родителей, вообще волновало, кем мы станем. Подавляющее число нас, выпускников конца 90-х, пребывали в полной профессиональной растерянности и не имели представления о собственных перспективах. Поэтому многие работают сейчас не по специальности, которую получили, ищут себя, но так и не могут найти. Сегодня возможностей определиться с будущей профессией достаточно, нужно лишь активнее ими пользоваться, не гнаться за «престижной» работой, а выбирать себе занятие действительно по душе.