И мы уже другими глазами смотрим на легендарную местность, когда перебираем репродукции его картин, на которых запечатлены «Заливные луга рязанские», «Амбар поэта», «Константиновские дали» и многие другие работы Анатолия Михайловича Титова.
О любимом поэте он может рассказывать бесконечно, и мы предлагаем вниманию наших читателей лишь небольшую часть его воспоминаний о поездках в Константиново.
«Я был хорошо знаком с сестрой Сергея Есенина – Александрой. Благодаря ей и был создан музей. Она сама ходила по домам, собирала предметы быта, различные вещи.
Когда я туда впервые приехал, там, в Константинове, было много домов с соломенными крышами. А потом вышло постановление обкома о создании музея – и пошло: какие крыши, надо привести село в образцовый порядок.
Я еще тогда говорил: не трогайте хоть есенинский дом. А ведь рядом с домом родителей поэта, там сейчас памятник Есенину, стоял еще один домик. Вот его надо было привести в порядок, сделать здесь библиотеку или книжный магазинчик, чтобы люди какие-то сувениры могли купить. Не надо было ломать эти дома, необходимо было сохранить старинный уголок Константинова.
Дома там были интересные сами по себе. Можете себе представить: два сруба, две избы – расстояние между ними было всего полметра, поэтому крышу ставили на два дома, общую. И слуховое окно посередине. Я сначала думал: как интересно, такое мне не довелось нигде увидеть. Потом мне объяснили: земли было мало, и поэтому дома ставили чуть ли не впритык друг к другу. И крышу сооружали общую – чтоб не затекала под срубы вода и дома могли стоять хоть сто лет.
Вот как хитро все на Руси делалось. Это уникальное явление. Его надо было бы сохранить потомкам. Ведь каждое село чем-то славилось. К примеру, в одном делали сундуки, было такое хитрое село под Тумой, я там был и целое лето рисовал эти замысловатые сундуки. В другом – лапти или корзины плели.
А вот чем славилось Константиново? Многим. Кстати, свиней здесь породистых выращивали. Сам рисовал таких здоровых боровов…
Много случаев из жизни поэта, о встречах с ним рассказывали мне местные старожили.
Вот лишь один факт из жизни Сергея Александровича. Когда он приезжал на родину, то выносил на улицу табуретку, клал на нее пачку папирос. И тех, кто мимо проходил, обязательно угощал, и так завязывался разговор, шло общение по душам. Какие-то отголоски таких встреч с земляками отражались в стихах великого поэта».
«Был у меня интересный случай, – продолжает Анатолий Михайлович. – Жил я тогда в Приокском, и вдруг звонок. Открываю, стоит мужичок: «Машинку швейную не надо починить?» А у меня как раз зингеровская машинка была, от бабки осталась. Пригласил его в квартиру – заходит он, садится и начинает работать с машинкой. А я в соседней комнате, за мольбертом, и вдруг слышу: читает он стихи Есенина нараспев. Поинтересовался у него, с чего это он есенинские стихи поет, а он, оказывается, из тех мест, живет в Федякине. Я ему заплатил, налил ковш домашнего вина, угостил от души.
Пригласил он меня к себе домой – погостить, этюды пописать. И поехал я летом к нему, в Федякино. Мастер мне не мешал – утром уезжал на своем велосипеде, колесил по окрестным селам, искал заказы. А возвращался вечером всегда с натурпродуктом – помидорами, огурцами, хлебом, салом, яблоками. То есть, где бывал и работал, там его и угощали.
Жил я у него не в доме, а в амбаре – с широкими половицами, с деревянной кроватью, сзади – плетень. В общем, великолепно. Как-то сидели мы с хозяином за рюмкой доброго вина, и он рассказал: здесь раньше жил дед, да не простой, а книжник. Много у него было старинных книг. И ходил к нему Есенин, брал эти книги, иногда допоздна зачитывался, сидя в том же амбаре. И стихи там писал. Так что я попал не в простой амбар, а в есенинский. И написал там много хороших вещей».
Анатолий Михайлович помолчал и затем добавил: «Благодарен Есенину за все. Это он открыл душу русского человека. А я лишь попытался запечатлеть на холсте и бумаге всю красоту и поэзию есенинских строк».
Сейчас в областном художественном музее выставлены работы Анатолия Михайловича Титова. Обязательно приходите сюда, посмотрите, – вот она, наша Россия, о которой так проникновенно писал наш великий земляк Сергей Есенин.