Готовя эту статью, я попыталась найти рязанских сторонников «бездетной жизни» в социальных сетях. Но ни одной группы мною обнаружено не было. Лишь в общероссийских форумах удалось выйти на собеседницу-чайлдфри из Рязани.
Желание быть свободной
Анна Л. в свои 28 лет считает себя убежденной «чайлдфри». Говорит, что никогда не чувствовала в душе нежного трепета перед маленькими детьми. По словам девушки, ей, наоборот, всегда было «неинтересно с ними возиться, отвечать на глупые и очевидные вопросы, зря тратить свое время». В своем отказе от возможного потомства Анна еще более укрепилась, будучи студенткой вуза. Когда многие однокурсницы стали задумываться о рождении детей, девушка окончательно поняла, что «она не чадолюбива».
– Причем я нормально отношусь к маленьким племянникам, к детям своих подруг, но себя в роли матери не представляю. Не знаю, что должно со мной произойти, чтобы мое решение поменялось, – говорит Анна.
Молодой человек Анны ее позицию разделяет и к продолжению рода тоже не стремится.
Сама девушка росла единственным ребенком в семье, всегда чувствовала любовь и заботу родителей, которые ее мнение о детях воспринимают спокойно: «Лишь бы ты была счастлива!»
Анна вспоминает своих бабушку и дедушку, которые имели двенадцать детей, прошли войну, лишения и голод. Говорит, что они часто рассказывали внукам о том, как было сложно жить в то время, содержать семью.
– Мне кажется, они не видели в жизни ничего, кроме огорода, работы и забот, – комментирует девушка. – Они часто говорили мне: живи побольше для себя! Я с ними согласна, потому что по натуре – гедонистка и люблю получать удовольствие от всего. Без детей я чувствую себя свободной, хозяйкой своего времени и своей жизни.
Анна отметила, что никаких обособленных групп и интернет-сообществ чайлдфри в Рязани она не наблюдает. Общается лишь с одной землячкой, разделяющей ее интересы, на площадке общероссийского интернет-форума.
Все мы родом из детства
О феномене чайлдфри, появившемся в нашем обществе, я поговорила с рязанским психологом Натальей Дуванской, рассуждения которой приведены ниже. По мнению Натальи Николаевны, чаще всего чайлдфри становятся именно девушки. Так как у мужчин нет ярко выраженного отцовского инстинкта, от которого нужно отказываться.
Если девушка заявляет, что хочет быть чайлдфри, то нужно обязательно проверять ее убежденность в этом желании. На чем оно основано? Может, оно возникло на фоне детской психологической травмы? Ведь многое из того, что происходит с человеком, берет свои корни в его детстве, когда идет формирование личности.
Бывает, что девочки растут «пацанками» и внешне, и по поведению. Они отказываются от своей женской идентификации, потому что не хотят повторять «несчастную» судьбу своей матери. Такое часто бывает в неблагополучных семьях с большим количеством детей, где на всех не хватает родительского внимания, заботы, денег и т.д. Дети растут, как Маугли, и с возрастом у них включается защитная реакция: взрослая женщина не хочет, чтобы ее дети пережили такое же «серое» детство, что и она.
Подобная нелюбовь к детям может сложиться и тогда, когда в семье старшего ребенка заставляют воспитывать младших. Родители должны понимать, что ухаживать за младшими братьями и сестрами – это не обязанность юного члена семьи. Потому что решение иметь больше детей было не его, а мамы и папы. Старший ребенок может помочь в воспитании малышей добровольно, если сам этого захочет. Иначе получится, что его детство пройдет в постоянных заботах о малышах. То есть фактически он выступит в роли родителей. И, став взрослым, захочет пожить для себя. В итоге: сначала он лишается детства, а потом лишает себя родительства.
Бывает и так, что ребенок родился нежеланным, и мама ему об этом постоянно напоминает. В детское сознание закладывается психологическая программа, что иметь детей – это тяжело, что ребенок виноват в страданиях родителей. В результате человек растет с чувством ненужности матери, с очень заниженной самооценкой и суицидальными наклонностями.
В жизни много смыслов
На формирование личности сильно влияют и ценности, которые культивируются в обществе. Например, современные цели все чаще направлены на жизнь в свое удовольствие. Быть красивой, стройной, успешной, независимой, свободной.
А быть матерью – это значит постоянно жертвовать собой: своей фигурой, временем, деньгами, личной жизнью. И поэтому некоторые женщины считают, что ребенок – это обуза на всю жизнь, которая не позволит им жить в свое удовольствие. Часто чайлдфри становятся бизнес-леди: сильные, волевые, настроенные на карьеру. И у них ребенок в эту картину мира не вписывается.
На самом деле, по мнению психолога, ребенок – это душа, данная нам на воспитание, и в нем не нужно полностью растворяться. Да, он становится самой важной частью вашей жизни, но далеко не единственной. Смыслов жизни должно быть много. Можно и заниматься творчеством, и строить карьеру, и быть хорошей женой, и растить детей, если правильно распределить время и расставить приоритеты. Кроме того, ребенку также надо давать пространство для самостоятельного развития. Гиперопека – это подмена желаний ребенка желаниями родителей.
Но ребенку как можно чаще нужно говорить: «Я так счастлив, что ты у меня есть!» Когда малыш растет в счастливой семье, чувствует себя желанным и любимым, то он впитывает в себя это убеждение. Кроме того, семейная история о заслугах предков, например, о ветеранах войны, которая передается из поколения в поколение, тоже является отличным примером продолжения родовых традиций для подрастающего поколения.
Личный выбор каждого
Как отмечает психолог, если проанализировать процесс формирования личности чайлдфри, то обычно можно найти «внутренние корни» нежелания иметь детей. Но бывает и такое, что человек не хочет потомства осознанно, и это его право и выбор. Своим решением он не вредит окружающим. Это честнее, чем рожать потому, что «надо», а потом недодавать ребенку любви или вообще отказываться от него. Чайлдфри тоже могут быть счастливы, находя смысл жизни в чем-то своем. Другое дело, что с возрастом их жизненные ценности могут поменяться и может появиться желание стать родителями, а здоровье может подвести.
– Невозможно изменить прошлое, свое детство, но можно изменить отношение к нему. И, будучи взрослыми, люди могут достроить свою личность сами или с помощью психологических методик. Нужно ли это человеку, решит только он, – заключила Наталья Дуванская.