22:25 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
3316

Роковая любовь поэта

Два вечера подряд – на родине Есенина и в областном центре – рязанцы смогли вновь пережить историю любви великого поэта и незаурядной танцовщицы Айседоры Дункан.

Спектакль «Сергей и Айседора» – антрепризный проект народного артиста России Романа Виктюка. В нем заняты актеры из театра самого режиссера, из «Тетра Луны» и «Геликон-оперы». Объединил их сюжет, рассказанный драматургом Нонной Голиковой. Она представила свою версию исторических событий, которые стали фоном трагической любви. Спектакль лишен документальных подробностей. Здесь правит бал не факт, а страсть, столь любимая одним из самых изысканных режиссеров России.

У Виктюка особое видение. В спектакль надо войти, погрузиться целиком, он весь построен на нервах и эмоциях артистов. Он пластичен и музыкален: от романсов на стихи Есенина до музыки Шнитке. Это, действительно, необычное, завораживающее действо, которое нужно смотреть хотя бы потому, что сделано оно талантливо. А уж как выкладывались актеры на сцене – никакой антрепризе это и не снилось.

«Сергей и Айседора» – спектакль не для развлечения, а для размышления. И темы самые серьезные – жизнь и смерть, любовь и свобода, а посредине – великий поэт, пляшущий на сцене залихватскую русскую пляску и вдруг падающий навзничь. А затем – снова на пик страстей и эмоций, потому что рядом – его муза, Айседора.

Но вот прощальные монологи отзвучали и столичные артисты вышли на последние поклоны. Благодарная рязанская публика одарила господ артистов букетами цветов – самым роскошным оказался букет от Губернатора Олега Ковалева, присутствовавшего на спектакле.

Он был вручен заслуженной артистке России Анне Тереховой, которая любезно согласилась на эксклюзивное интервью нашей газете.

Как вам работалось над образом Айседоры Дункан?

– Не могу сказать, что легко, но я просто счастлива, что меня Роман Григорьевич Виктюк позвал в этот проект, сыграть в этом замечательном спектакле с такими изумительными партнерами. Если честно, то «Сергей и Айседора» – один из самых любимых моих спектаклей. Причем он, пожалуй, самый трудный – и физически, и морально. Но я его люблю и обожаю, потому что в нем есть все, что я так ценю в актерском искусстве. Это – любовь, страсть, предательство. Я ценю возможность прикоснуться на сцене к таким сильным чувствам. А такое бывает крайне редко в театре, так что мне выпал счастливый билет.

Значит, вам интересна судьба Айседоры Дункан? Чем?

– Я играю, безусловно, не конкретную Айседору Дункан, мы не делаем специальный грим. Но не восхищаться этой женщиной просто нельзя – она была совершенно необыкновенной, страстной натурой. И она, действительно, в мировом масштабе совершила переворот в танце – у нее были свободные, раскрепощенные движения. Айседора была высокообразованная женщина. Именно женщина – полюбить так красиво в то время это дорогого стоит. И мы понимаем почему она оказалась в нашей стране – не потому, что она так хотела стать гражданкой СССР, а она приняла революцию всем сердцем, ей показалось, что она нашла здесь что-то свободное, новое, необыкновенное. Вот этим порывом, порой безрассудным, она мне очень интересна.

Вы говорили, что были счастливы, когда Виктюк пригласил вас на главную роль. Вы работали со многими известными режиссерами, но Романа Григорьевича всегда выделяете особо.

– Я считаю Виктюка своим учителем. Впервые я встретилась с ним благодаря моей маме, Маргарите Тереховой, на съемочной площадке. Мне было тогда десять лет. И вообще любовь к нему – это от мамы. Я видела все его постановки, впоследствии работала с ним. А каждая репетиция Виктюка это мастер-класс. Я каждому актеру пожелаю такого учителя. Даже просто побывать на его репетиции, понять что это такое режиссура Виктюка, конечно, счастье.

Не могу не задать вам вопрос о вашей знаменитой маме, вернее, о вашем совместном проекте – фильме «Чайка» по Чехову, где вы сыграли главную роль, а Маргарита Терехова была режиссером.

– Я считаю, что моя мама получила столько много от своих учителей – Завадского, Тарковского, а еще она играла с Раневской, Марецкой, Пляттом, поэтому у нее такой большой профессиональный багаж и плюс ее нерастраченная энергия – все это воплотилось в режиссуре. У нее совершенно свой, особенный, непохожий ни на кого другого взгляд на того же Чехова. Она считала, что это чисто кинематографическая пьеса и что ее можно именно в таком ракурсе разглядеть.

Анна, вы вчера побывали в Константинове. Какое впечатление от родины Есенина?

– Ой, вы знаете, мне там очень понравилось. Просто изумительное место. Нам повезло – была такая хорошая погода. Мы и погуляли, и поснимали. Для нас сделали замечательную экскурсию. Все было просто великолепно. Спасибо Сергею Александровичу! (смеется). Я сегодня погуляла по Рязанскому кремлю, побывала в чудесном Успенском храме, вспоминала его и просила сил сыграть на этой сцене.

Сегодня был хороший спектакль. Вчера был очень трудный. Вы знаете, в Константинове зритель, который знает и любит Есенина. Они очень внимательно смотрели – не перепутали ли мы его стихи, даты. И мы очень волновались вчера. Но приняли наш спектакль хорошо.

Хочу еще раз вернуться в Константиново, в Рязани я уже раньше была, а там, на берегу Оки, хотелось бы побольше погулять, подышать есенинским воздухом.

Традиционный заключительный вопрос – ваши творческие планы?

– Планов у меня много. Сейчас снимаюсь у Светланы Дружининой в продолжении «Дворцовых переворотов» – «Виват, Анна!» У меня там остались съемочные дни. Меня позвали в еще один фильм – не буду говорить какой, боюсь сглазить. Сценарий очень понравился – там такая яркая комедийная характерная роль. В театре у меня много характерных ролей, я очень люблю играть разных смешных, даже дурацких персонажей. А в кино это крайне редко бывает. Почему-то меня в основном приглашают на роли роковых женщин – разлучниц и так далее.

В «Театре Луны», где я работаю, это спектакль «Мата Хари» в постановке Дарьи Поповой – тоже с пластикой и хорошей музыкой. Мы играем его уже год. Еще новая постановка – «Маргарита Бургундская» тоже в постановке Даши Поповой по пьесе Дюма «Нильская башня».

Есть интересные предложения от антреприз. Я часто работаю в антрепризах: из одних ухожу, к другим прихожу. Мне нравится театр, я люблю «на театре» играть (заливисто смеется).

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 186 (3737) от 01 октября 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Здесь творил поэт
Народный художник России Анатолий Титов родине Сергея Есенина – селу Константиново – посвятил немало прекрасных работ. Причем открыл он Константиново задолго до официального признания ...
Владлен Гордиенко
Поверженные мшары
Пояснение из энциклопедического словаря: «мшары – это сфагновые торфяные болота, расположенные преимущественно на севере Европейской части России». Не все знают, что такими же болотами ...
Иван Назаров
Читайте в этом номере: