20:41 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
1748

В погоне за «Сафо»

Краеведческие маршруты не всегда приносят открытия, но радуют встречами с увлеченными людьми

Уже пять лет мы с краеведом Эдуардом Петровичем Кавуном путешествуем по местам в Липецкой и Рязанской областях, где некогда проживали представители славного рода Семеновых, самый известный из которых Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский. Однако начинали мы эти путешествия, послужившие основой для книги под названием «Семеновское кольцо», главным образом из интереса к двоюродной бабушке Петра Петровича, знаменитой в первой четверти XIX века поэтессе Анне Буниной.

Интерес этот не иссяк и по сей день, поэтому нынешним летом мы побывали в Пронском районе, на месте родового имения Семеновых – Салыкове, где поэтесса некоторое время жила в юности. А совсем недавно отправились в деревню Гремячка Милославского района в мемориальный музей П.П. Семенова-Тян-Шанского. Конечно, материальных свидетельств того, что поэтесса бывала в гремячкинской усадьбе, мы обнаружить не надеялись: от усадьбы остался лишь так называемый Белый флигель, построенный через сорок лет после смерти «русской Сафо». Но, рассудили мы, мало ли чего значительного и интересного накопилось в музее за те три года, которые мы там не бывали. Может быть, произошли какие-то изменения? И эти предчувствия нас не обманули.

Уже на пути к Гремячке нас изумил своим изменившимся обликом храм Рождества Христова в селе Мураевня. Еще недавно полуразрушенный, лишенный штукатурки и оконных переплетов, он теперь был реконструирован и сиял белизной. Даже его погост, на котором похоронен младший сын П.П. Семенова-Тян-Шанского, кто-то начал приводить в порядок. Порадовало своим видом и здание музея в Гремячке, оправдывая свое название – Белый флигель.

Первой, кого мы увидели в нем, была директор Александра Ивановна Костюкова. Мы ей представились и в качестве «верительной грамоты» показали нашу книгу «Семеновское кольцо». Впрочем, знакомиться нам в полной мере не пришлось, все мы, краеведы, так или иначе друг с другом знакомы. Александра Ивановна вспомнила мое участие в конференции, посвященной 185-летию со дня рождения Семенова-Тян-Шанского, которая проходила в музее три года назад, были мы с ней обе и в числе авторов выпущенного к дате справочника «Для пользы Отечества». Вспомнили мы также в разговоре ныне покойного Валерия Ивановича Яковлева – активного популяризатора жизни и деятельности Семенова-Тян-Шанского и его музея. Я могла также похвастаться своим знакомством еще и с теми, кто участвовал в реставрации Белого флигеля. Это автор проекта реставрации, художник и краевед С.В. Чугунов и председатель совета Рязанского отделения ВООПИиК В.И. Чернышова. Белый флигель был первым памятником истории и культуры, отреставрированным на средства общества. То есть на народные деньги, собираемые буквально по копейкам (члены общества платили в год: учащиеся 20 копеек, работающие – 60).

Описание Белого флигеля и его старинная фотография вошли в книгу Г.К. Вагнера и С.В. Чугунова «Окраинными землями Рязанскими», вышедшую в 1995 году в издательстве «Искусство». Приводится в ней и фотография бывшего главного усадебного деревянного дома, который был сожжен в 1918 году. На мой взгляд, он выглядит скромнее Белого флигеля, который на сегодняшний день стал центром культурной жизни Милославского района: например, на следующий день после нашего приезда в музее должен был состояться праздник малых сел, с концертом и традиционной, в завершение, ухой.

Что касается самого музея, то слишком уж здесь стало тесно. Для собранных более чем за 30 лет экспонатов Белый флигель теперь мал. Они оккупировали рабочее помещение, кабинет, который, как я поняла, директор музея делит с главным хранителем фондов Еленой Вячеславовной Чванкиной. Поднялись экспонаты и на антресоли, где первый директор музея В.А. Мещеряков создал экспозицию «Мураевнинская волость». Экспозиция интересна массой старинных предметов крестьянского быта. Однако, чтобы осмотреть ее, нужно взбираться по очень крутой деревянной лестнице, которой, как помнится, мой приятель и соавтор Сергей Васильевич Чугунов еще и гордился…

Основная экспозиция распределяется в музее по четырем залам: «Гремячка – крестьянское хозяйство, помещичья усадьба», «Детство, юность, семья П.П. Семенова-Тян-Шанского. Места, связанные с рождением и первыми годами жизни ученого», «П.П. Семенов-Тян-Шанский – ученый, общественный и государственный деятель. Путешествие на Тянь-Шань», «Увековечение памяти об ученом».

Экспозиция во втором зале начинается с большой живописной копии широко известного и единственного портрета Анны Буниной. Автор портрета – художник А.Г. Варнек (1782–1843). Кто сделал копию, неизвестно. Я предполагаю, что внучка Петра Петровича, художница Вера Дмитриевна Болдырева. Далее, за портретом, идет галерея черно-белых фотокопий. Вот в ней-то мы и увидели то новое для нас, что мечтали обнаружить в музее, – изображение любимого племянника поэтессы, Михаила Николаевича Семенова. Это благодаря частично сохранившейся их переписке нам стали известны некоторые подробности ее петербургской жизни. К тому же Михаил Николаевич был не только родным дядей, но и крестным, и опекуном будущего ученого. Ему мы посвятили очерк «Подосинки» (так называлось его имение) в книге «Семеновское кольцо». А Эдуард Петрович на кладбище бывшего села Архангельское, рядом с которым находились некогда Подосинки, нашел постамент памятника М.Н. Семенову и сфотографировал его.

Переходя из зала в зал, я думала, что пора музейным работникам, краеведам, членам ВООПИиК и объединить свои усилия, свой энтузиазм, как это было в конце 60-х годов прошлого века, чтобы реализовать наконец мечту многих своих предшественников – восстановить большой усадебный дом, что позволит точнее воссоздать вид любимой усадьбы Семенова-Тян-Шанского. К тому же в большом доме можно было бы разместить часть экспонатов. Да и гостевой дом не помешал бы. Как нам известно, за 34 года в музее побывало более 30 тысяч посетителей из разных уголков России. Поклонники научного таланта П.П. Семенова-Тян-Шанского приезжают из Америки, Канады, Англии. Ежегодно посещают музей потомки Петра Петровича.

Гости могли бы не спешить с отъездом, тем более есть что посмотреть и за стенами дома. Работники музея возрождают усадебный сад, стараясь посадить именно те породы, которые росли в нем при хозяине. Чтобы посетители могли полюбоваться вековыми тополями у речки Ранова, работники музея проложили на подступах к ней, в высоченной, в человеческий рост, крапиве «туннель»… Как наглядный пример энтузиазма музейщиков восприняла я аллею из недавно посаженных голубых елочек, подаренных одним из друзей музея, и великолепно цветущий розарий. Директор сказала мне, что на покупку саженцев роз потратил свою премию рабочий музея.

Признаюсь, на нас с Эдуардом Петровичем произвело огромное впечатление то, с какой заинтересованностью относятся работники музея к своему делу, как прониклись они сутью и духом Семенова-Тян-Шанского, его стремлением беззаветно трудиться для пользы Отечества.

Ну, и еще несколько слов о моем интересе к Анне Буниной. Я написала и опубликовала несколько очерков о ней, они попали в Интернет, и неожиданно для себя получила приглашение выступить с докладом о «русской Сафо» на международной конференции «Бунин и Россия», которая пройдет в октябре этого года в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына по инициативе общественного объединения «Бунинское общество России».

«А причем тут Иван Бунин?» – спросит кто-нибудь из читателей. Вот вам, пожалуйста, для многих сенсационная информация: между Иваном Буниным и «нашей» Анной Петровной есть родство. Это я узнала из литературы, присланной мне одним из членов Бунинского общества. Мне тоже хотелось порадовать своих знакомых чем-то «новеньким», так хотелось и в Гремячке найти след «Сафо», но, увы…

Впрочем, в музее мне вспомнилось, что при жизни Анны в Гремячке проживали ее дальние родственники, а значит, она могла их навещать…

Ирина Красногорская

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 188 (4982) от 09 октября 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Две квартиры – как одна
Россия читает
В Рязани завершился фестиваль национальной книги
Ирина Сизова
Читайте в этом номере: