17:43 МСК
Среда
12 / 06 / 2024
2082

Так рождается скульптура

Сегодня в музее истории молодежного движения открывается персональная выставка Раисы Лысениной, посвященная юбилею мастера
Автор фото: Сергей Ларин | Так рождается скульптура
Фото: Сергей Ларин.

На дороге лежал обычный камень. И вот однажды мимо него проходил скульптор. Он внимательно и задумчиво смотрел на камень, а потом взял инструменты и начал ваять скульптуру, трудился не покладая рук и не жалея сил. Когда мастер закончил работу, окружающие замерли от изумления, посыпались восторженные отклики. А творец спокойно сказал: «Я не сделал ничего особенного. Эта скульптура всегда была в этом камне. Я просто убрал лишнее».

Заслуженного художника РФ, почетного члена Российской академии художеств Раису Лысенину всегда удивлял момент рождения скульптуры.

– Несколько лет назад я делала работу «Беслан без слов». Знакомые мастера помогали мне ковать металлические детали в кузне. А там повсюду валялись железки. И я увидела на полу покореженный засов, он был волнообразной формы. Я взяла его и повесила у себя в мастерской на гвоздь. Потом долго ходила мимо него и думала: может, выбросить? Но недавно взяла случайно эту железку в руки и совершенно неожиданно поняла: это ведь женская фигура! Причем очень точно выгнута анатомически! Я только голову сделала из ангидрита, подставку из известняка и назвала работу «Полет к детству». Такая радость наступила в душе, словно произошло маленькое чудо, – рассказывает Раиса Алексеевна.

В 1987 году она закончила с отличием Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной, вернулась в родную Рязань, где в музее истории молодежного движения у Раисы Лысениной открылась первая выставка. Поэтому не случайно в свой юбилейный год скульптор решила подготовить экспозицию в стенах именно этого музея.

Двадцать с лишним лет Раиса Алексеевна посвятила станковой и монументально-декоративной скульптуре, которая представлена на выставке в фотографиях. В своем творчестве Раиса Лысенина использует и мастерски соединяет разный материал: дерево, камень, керамику, стекло, бронзу. Экспозиция наверняка будет интересна молодому поколению, потому что многие работы выполнены с долей креатива и несут в себе глубокий философский смысл. Например, «Одиночество в городе». Силуэты многоэтажных домов из картона полностью обклеены рекламой, а рядом – ангел, сделанный из металлической сетки. Он словно олицетворяет творческого человека, который чувствует себя одиноким среди городской пустоты.

– В этой работе я выразила свое отношение к рекламе в старом городе, – поясняет Раиса Лысенина. – Года полтора назад наш город был просто завешан рекламными вывесками, они бросались в глаза, многие из них были даже глупыми и некорректными. Я ходила по улицам и фотографировала подобную рекламу, вырезала ее из газет и журналов, чтобы сделать композиционную инсталляцию и найти отклик в сердцах неравнодушных зрителей.

В целом экспозиция в музее истории молодежного движения получилась разнообразной и при этом очень гармоничной. Она вовсе не говорит о том, что мастер всего добился и пришло время подводить определенную черту. Наоборот, жизнь продолжается. Так, кстати, называется один из разделов выставки, где представлены эскизы будущих произведений и скульптуры в процессе работы. А их у Раисы Лысениной – множество. Например, «Южный крест» с диким стеклом или «Петр и Феврония». В небольшом куске известняка уже проглядываются образы святых, стоящих в ладье.

Буквально на днях Раиса Алексеевна закончила работу «Четыре игуменьи Казанского женского монастыря». Это одна из древнейших обителей в нашем городе, которая была почти полностью разрушена в советские годы, а сегодня вновь возрождается. По крупицам собирается информация об истории монастыря и судьбах его насельниц. Не так давно выяснилось, что четверо из игумений похоронены на территории обители.

– Настоятельница монастыря матушка Анна обратилась ко мне с просьбой: подумать об идее скульптуры, посвященной игуменьям. Своеобразный памятник можно было бы установить на монастырском некрополе, – говорит Раиса Лысенина. – Свои первые размышления над этой темой я воплотила в творческой работе из дерева, камня и бронзы.

Фигуры игумений стоят на облаке, у каждой свой характер. Красный цвет, преобладающий в одеждах, символизирует страдание, мученичество. Возле игумений – маленький храм, посохи в их руках превращаются в кресты. Образы монахинь выполнены условно и минимальными средствами – несколько зарубок, немного позолоты и бронзовые капельки, олицетворяющие руки.

Раиса Лысенина по-своему решает в творчестве вечную тему борьбы добра и зла, света и тьмы. В новой работе «Противостояние» камень талькохлорит стал воплощением темных сил, которые пытаются вступить в борьбу с добрыми ангелами, но не в силах их победить. Образы небесных посланников выполнены из ангидрита – светящегося белого полупрозрачного камня. Это произведение в какой-то степени символизирует постоянную борьбу противоположностей в душе самого человека.

Персональная выставка работ Раисы Лысениной будет открыта для посетителей в течение месяца.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 193 (4987) от 16 октября 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Ищу маму
Порог предзимья
Октябрь землю покроет где листом, а где снежком да ледком
Сергей Березин
Читайте в этом номере: