17:38 МСК
Четверг
24 / 09 / 2020
1240

Ключик от детских сердец

Детский театр Евпатории развивает, воспитывает, помогает выбрать профессию

О международном центре театрального искусства «Золотой ключик» корреспонденту «РВ» рассказал уроженец Крыма, журналист, автор и режиссер документальных фильмов и программ телеканала «Россия-1», продюсер Александр Беланов. «Золотой ключик» – театр необычный. Актерами являются дети, но играют они, как профессиональные актеры. За опытом в театр приезжают художественные руководители и режиссеры профессиональных и любительских театральных коллективов России и з­арубежья.

Александр посоветовал во время отдыха в Евпатории посмотреть хотя бы один спектакль и выбрать время для общения с художественным руководителем «Золотого ключика» Андреем Пермяковым, тем более что период нашего пребывания совпадал с открытием ХХ сезона этого театра.

Игра «по-взрослому»

Не могу сказать, что я вот так сразу прониклась характеристиками коллег. Но в Крыму я отдыхала с ребенком. Подумала: ну почему бы не побывать в театре? Тем более что сезон открывал спектакль «Незнайка учится», по содержанию соответствующий возрастному восприятию моей малышки.

Повод удивиться появился, как только мы вошли в помещение, оформленное как настоящий классический театр. В холе раздали программки с информацией об авторах и исполнителях.

В зале ни одного свободного места. Когда погас свет, на сцене будто ожили эпизоды любимых с детства «Приключений Незнайки и его друзей» Николая Носова. Герои были легкоузнаваемы. Детки, сидевшие в одной ложе с нами, то и дело шептали: «Это Гунька, а вон Винтик со Шпунтиком, а это Тюбик и Пончик!» Едва среди героев появился мальчик в голубой шляпе, как гул детских голосов оповестил: «Незнайка! Незнайка!»

Юные актеры играли замечательно. Спектакль включал и вокальные номера, и танцы, и чтение коротких стишков. Помните: «Знайка был вчера голодный – проглотил утюг холодный», «У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка»?.. Публика дружно хохотала. Глядя на действия героев, я невольно подумала, что братцы-малыши могут поколотить Незнайку. Особенно, когда герой, раздувая щеки, дул в огромную трубу. И ведь «поколотили». Такая сцена была включена в спектакль.

В театральном действии принимали участие детки разной комплекции: худенькие, полненькие. Они свободно двигались, и их не смущала публика в зале. Обратная связь с залом также чувствовалась. Зрители, судя по реакции, готовы были принять участие в действиях на сцене…

После спектакля первое, что я услышала от своего ребенка: «А Незнайка все равно хороший, правда? Мы ведь еще пойдем в этот театр?»

Да я бы с удовольствием, и репертуар заинтересовал, но не сложилось.

На следующий день в фойе «Золотого ключика» открывалась большая выставка фотографий, в Евпаторию приезжали гости из города-побратима Людвигсбурга, с которым «Золотой ключик» дружит уже 20 лет. Тем не менее встретиться с художественным руководителем театра мне удалось. Заслуженный деятель Республики Крым Андрей Пермяков ответил на все мои вопросы.

Работа по классическим принципам

– Андрей Олегович, завсегдатаи «Золотого ключика» говорят, что детский театр создан внуками Станиславского. Это правда?

– Театр создали мои родители – Нина и Олег Пермяковы. Они учились на режиссерском факультете Орловского института культуры и искусства у педагогов, обучавшихся когда-то у самого Константина Сергеевича. Идея создания детского театра у родителей появилась еще в годы студенчества. Реализовать эту идею они смогли не сразу. Приехав по распределению в Евпаторию, смогли поднять уровень тех коллективов, в которых пришлось работать. В 1987 году в исполкоме они смогли доказать состоятельность проекта создания детского театра. Сейчас уже трудно сказать, думали они на момент первого спектакля, что их детище приобретет статус международного центра театрального искусства или нет, но подход к работе у них изначально был «по Станиславскому». Театр назывался школьным, затем межшкольным, за короткий промежуток времени стал городским. Со временем площади стали расширяться. Сначала у нас был один зал, затем появился малый зал, бутафорский, костюмерный и художественный цеха. В театре создали мастерские, в которых стали заниматься дети и подростки школ города. На сегодняшний день в театре 1156 воспитанников разного возраста. С детьми работают 12 профессиональных режиссеров. У каждого свое направление, своя театральная студия. У нас, к слову, есть и «Студия 22», в которой играют взрослые.

– Набирая детей в труппу, вы объявляете кастинг?

– Мы набираем детей с первого класса и вплоть до выпуска из школы. Три-четыре раза в неделю дети занимаются в театре. В зимние каникулы бывает до 40 новогодних шоу-«прогонов» за две недели. В этом году ежегодный международный театральный фестиваль «Земля. Театр. Дети», который проводился в июле, был посвящен Году литературы. Проводилось карнавальное шествие, участники которого прошли по улицам города в образах писателей и известных литературных героев. На разных театральных площадках города наши артисты собрали около 70 тысяч зрителей. В год дети-актеры дают около 300 спектаклей, участвуют во всех праздничных мероприятиях в городе. Понятно, что даже для юного актера требуется выносливость.

Так что, если ребенок в силу каких-то особенностей развития, состояния здоровья или внешних данных не подходит, мы его в труппу не берем, но и не отказываем – направляем к нашим коллегам, в коллективы, где дети рисуют или занимаются другими видами искусств. Благодаря такому подходу к работе удалось выявить в городе много талантливых детей.

– Юные актеры получают зарплату?

– Нет. Они получают знания и навыки (правильнее сказать – образование или азы профессии), которые им необходимы для сценической деятельности и пригодятся в будущем. Помимо актерского мастерства, наши подопечные обучаются сценической речи, пластике, сцендвижению, предусмотрены занятия по вокалу и хореографии, то есть всему, что включено в работу профессионального театра. Если на сцене мушкетеры, мы подтягиваем фехтование, если ковбои – играем на банджо. Мы с братом выросли за кулисами, уроки делали во время репетиций и, конечно, со временем не только прониклись духом театра, но и сами стали играть. Помню, когда мне досталась роль Емели, мне пришлось выучить несколько музыкальных пьес на балалайке, хотя я до начала работы над ролью даже в руках не держал этот инструмент.

– Наверное, все ваши воспитанники после такой серьезной подготовки стремятся поступить в театральные вузы?

– Азы, которые получают ребята в театре, всегда идут для них плюсом. Причем развиваются не только творческие способности. Дети избавляются от комплексов. Неловкий – научится двигаться, стеснительный – начинает чувствовать себя более уверенно. Наши юные актеры становятся заводилами в школьном коллективе. Вне всякого сомнения, ребята становятся духовно богаче. Тем более что подбор постановок у нас исключает любую пошлятину, сквернословие и так называемую «чернуху». Что касается выбора жизненного пути, то, согласитесь, театральная стезя – очень серьезно. Когда мы понимаем, что наш воспитанник принял решение осознанно, то беседуем с его родителями. Каждый год 4-5 наших выпускников выбирают профессию, связанную с театральной деятельностью. В этом году, например, двое наших ребят поступили в Орловский институт культуры. Один – в колледж к Олегу Табакову.

– Вы сторонник классической или современной драматургии?

– Выбор постановки у нас демократичный. Режиссер выбирает пьесу, ее обсуждает художественный совет. Другое дело, что с утверждением могут возникнуть проблемы, так как чувство меры и вкуса должны иметь место. Мы предпочитаем брать за основу известные произведения. И, если вводится в постановку какая-нибудь «фишка», то это не выходит за рамки нашего формата. Взять хотя бы спектакли: «Федора» или «ГУСИЛЕБЕДИ.RU». К слову, эти спектакли с большим интересом смотрят и взрослые. Возможно, потому, что постановки дают повод задуматься о многих вещах, в том числе об отношении к жизни. Обратите внимание: в репертуаре текущего месяца – 11 спектаклей и ни один не повторяется дважды. У нас есть спектакли, которые идут уже 10 лет, а есть те, которые закрываются, потому что артисты завершают свою театральную деятельность.

– Когда ваши артисты уходят во взрослую жизнь, грустно?

– Ну что ж, всему свое время. Очень трогательно, когда они прощаются с театром или здороваются, когда возвращаются с гастролей. Ребята кланяются и целуют сцену. На этом никогда никто не настаивал. Это пришло само и стало некой традицией, в том числе – для взрослого состава, то есть режиссеров-постановщиков. «Золотой ключик» нас всех объединяет, и как бы пафосно это ни звучало, наша сверхзадача – открывать души и сердца для всего доброго и хорошего не только наших воспитанников, но и зрителей, которые приходят в театр, – не теряет актуальности.

10-14-23 

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 193 (4987) от 16 октября 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Помощь и поддержка – по ветеранским адресам
На завершающем этапе 24-й областной марафон, посвященный 70-й годовщине Великой Победы. Закончился месячник, посвященный Дню пожилых людей
Анатолий Пономаренко
Русская теплота сказок Андерсена
Сказки датчанина перевела Анна Ганзен, родившаяся в Касимове
Читайте в этом номере: