На проходившем недавно в Рязани региональном слете детских общественных объединений представители разных профессий проводили мастер-классы, рассказывали о тонкостях той или иной сферы деятельности или специальности. Интерес у старшеклассников вызвал разговор с Надеждой Базякиной. Она и по возрасту-то их не намного старше, но в свои двадцать пять лет успела окончить вуз и начать собственное дело. Причем Надежда поставила себе отнюдь не легкую цель: заниматься не просто бизнесом, а социальным предпринимательством и всю чистую прибыль полностью отдавать на благотворительность, для оказания помощи подопечным благотворительного фонда «Наши дети».
По европейскому стандарту
По сути, социальное предпринимательство – это деятельность, направленная на решение или смягчение социальных проблем. В странах Европы социальный бизнес весьма развит. Там, к примеру, далеко не редкость – благотворительные магазины, где за чисто символическую цену можно приобрести добротные или совсем новые вещи.
В Европе социальные предприниматели получают серьезные налоговые льготы, государство оплачивает восемьдесят процентов арендной платы. В России же сегодня не существует юридического понятия «социальное предпринимательство». Это, скорее, личная инициатива. «По документам я – обычный индивидуальный предприниматель, – говорит Надежда. – Работаю на общих основаниях. Так же, как и все, отчисляю налоги, никаких льгот у меня нет».
Не остаться в стороне
Еще недавно Надежда и не предполагала, что сможет открыть собственный бизнес. «После окончания вуза трудилась в крупной рязанской торговой компании, – рассказывает она. – Работа была нервной и не очень интересной для меня, через некоторое время я уволилась, но сидеть без дела не смогла. Случайно увидела в одной из социальных сетей пост о помощи и решила откликнуться».
Надежда вспоминает, что вместе с супругом тогда собрали теплые вещи и отвезли беженцам из Украины. Потом она стала целенаправленно просматривать в Интернете темы с призывами о помощи, познакомилась с волонтерами, работающими в Рязанском доме ребенка.
«В основном помогала перевозками, а хотелось делать больше, – говорит Надежда. – Вскоре поняла, что благотворительность – отдельная статья расходов, а значит, чтобы заниматься ею всерьез, необходимо было организовать то, что приносило бы доход. Вот тогда и задумались об открытии своего дела».
Шаг за шагом
Надежда прошла интенсивный курс «Школы молодежного предпринимательства» в рамках областной программы «Ты – предприниматель». Руководитель программы Екатерины Тимохина вдохновила ее на создание благотворительного магазина, рассказав, что в Санкт-Петербурге такой существует уже несколько лет.
Надежда, посоветовавшись с мужем, продала свою старенькую машину, а на вырученные деньги арендовала островной бутик в одном из крупных рязанских торговых центров и приобрела необходимое оборудование.
«У нас продаются изделия ручной работы рязанских мастеров и дизайнеров, – продолжает Надежда. – В основном это украшения, но есть также игрушки, открытки, картины, предметы быта». По ее словам, изначально мастеров приходилось искать через социальные сети. «С каждым лично знакомилась и убеждала предоставить товар под реализацию», – вспоминает она. Сначала с Надеждой согласились работать десять мастеров, теперь их – около сорока.
Прошло полгода с момента открытия благотворительного магазина, но уже появились постоянные клиенты, которым нравятся эксклюзивные работы рязанских авторов. В основном хэндмэйдом занимаются мамы, находящиеся в декретном отпуске, девушки, которые где-то работают за минимальную зарплату, и люди с ограниченными возможностями здоровья. До недавнего времени свои изделия они в основном продавали через Интернет, теперь рынок сбыта для них расширился.
А в перспективе…
Надежда Базякина – человек энергичный и неравнодушный – не собирается останавливаться на достигнутом. Сегодня ей приходится самой много времени проводить за прилавком и вести бухгалтерскую и налоговую отчетность, но дело, которым занимается, как сама признается, нравится, и она намерена его развивать.
«В ближайшем будущем планирую арендовать отдельное помещение и, помимо продажи работ рязанских рукодельниц, продавать в нем по минимальным ценам еще и одежду. Для этого мы не будем ее закупать, а начнем принимать в дар от населения. По такому принципу, кстати, работают благотворительные магазины в Санкт-Петербурге и Москве. Вся выручка пойдет на благотворительность», – делится Надежда.
Она уверена, что когда-нибудь ее проект заработает в полную силу и в Рязанской области появятся еще люди, которые также захотят заниматься социальным предпринимательством. «Сейчас некоторые знакомые, недоумевая, спрашивают, зачем все это нужно, зачем тратить время и силы на то, что лично мне не приносит дохода. А мне просто нравится помогать нуждающимся, – говорит она. – Хочется наглядно показать, что и в России социальное предпринимательство может развиваться. Я не первая, кто это осуществил, но нас пока не так много. Однако нет ничего невозможного».