Нужно видеть глаза этого человека, чтобы почувствовать ту энергетику и молодой задор, который они излучают. Глаза, в глубине которых и страшные военные годы, и трудности учебы в едва вставшей на ноги стране, и непреодолимое желание дарить прекрасное людям. Неуспокоенность, бесконечная жажда деятельности – главные составляющие его таланта. Посредством картин он «разговаривает» со зрителем, приглашает на мысленный диалог, который так часто переходит в спор. Евгений Федорович Биценко – неутомимый труженик, для которого писать – значит жить.
Родился Евгений Федорович 20 октября 1930 г. в деревне Кулаково Пронского уезда Рязанской губернии.
В том же году семья – родители и четверо детей – переехала в Спас-Клепики, где будущий художник учился в той же школе, что и знаменитый Сергей Есенин. В 1945 г. пятнадцатилетний Женя поступает в Рязанское художественное училище. Юному студенту навсегда запомнились и особый творческий дар преподавателей, и незабываемый Василий Егорович Куракин (о нем Евгений Федорович вспоминает с особенной теплотой). Рассказы учителя о передвижниках, голландцах, о художнике-земляке Абраме Архипове часто превращались в праздники.
В 1950 году Евгений Федорович поступает в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР в Ленинграде, окончив который, дипломированный специалист по распределению направляется в Ставропольский край. Уже тогда жил в нем художник России. Одинаково сильно вдохновляли его и родная задумчивая Мещера, и радушная плодородная степь. Личные беседы и встречи, ежедневные картины и зарисовки – все это способствовало творческому становлению мастера. Влюбленный в людей, своим основным жанром он выбрал портрет – разный и многоплановый, но всегда выразительный и настоящий. В каждом лице – свои эмоции, нрав, характер. Герои картин – врачи, педагоги, сельские труженики – люди, нелегким трудом зарабатывающие «хлеб насущный». Тем более показательны их лица, наполненные одновременно заботой и светом. Много работ посвящено быту ставропольских крестьян. Стрижка овец, жатва, сбор урожая – все это нашло достойное место в картинах Биценко.
Работая на Ставрополье, ставшем ему второй родиной, он никогда не забывал родные истоки. «Мои земляки» – так называется серия портретов людей самых разнообразных профессий, выполненных в Мещере. Самобытные, колоритные полотна художника передают силу, честность и твердость русского характера. За каждым портретом кроется что-то неповторимое, свое, нечто неподвластное простому обывательскому взгляду, но не скрывшееся от цепкого взора мастера. «Писать портрет – значит проникать в душу человека, чувствовать его, впитывать в себя лучшие проявления души», – в доверительной беседе заметил Е.Ф. Биценко.
В 1970-е годы он совершил поездку на БАМ и стройку Большого Ставропольского канала. Итогом путешествия стал альбом с портретами героев «Большая трасса».
«Библейские сюжеты». Это еще одна яркая страница творчества неутомимого мастера. Мать художника, Евдокия Кузьминична, по-житейски мудро и просто объяснила сыну прописные истины, без которых невозможна подлинная вера.
Памяти Великой Отечественной войны посвящена серия портретов ее героев. «Участник Великой Отечественной войны Мальков», «Участник Великой Отечественной войны И. Углев» и, как апогей преданности Родине оставшегося в тылу врага русского солдата – «Пропавший без вести»… Всего около 100 портретов, объединенных вечно живой темой.
В 1996 г. Е.Ф. Биценко удостоен звания «Заслуженный художник России».
Три года (с 1999 по 2001 год) неравнодушный мастер вместе с сыном-художником провел в Чечне. Армейские палатки, боевые «вертушки», солдатские будни. «Золотой венец России» – этой премии Федеральной пограничной службы России художник был удостоен в 2003 г. за серию портретов «Чеченский альбом». На них – проникновенные глаза вчерашних мальчишек, самоотверженно исполняющих воинский долг.
Тема Родины отражена художником в разных контекстах. Около 12 лет он потратил на то, чтобы написать портрет великого земляка Сергея Есенина.
Сейчас Евгений Федорович живет и трудится в городе Спас-Клепики. Мастерская хранит запах свежей краски и его каждодневный труд… Незаконченный, прикрытый полотном холст. «Судный день» – так называется новая работа художника.
Как удается сохранить столь высокую работоспособность и творческий накал, мастер отвечает словами Н.В. Гоголя: «Столько жизни прошу, чтобы закончить труд мой, и больше мне ни часу не надо». А потому пусть труда у этого светлого человека будет больше.
Елена Полохова