15:36 МСК
Пятница
13 / 09 / 2024
1675

Есенин и страна

К 120-летию со дня рождения Сергея Есенина в репертуаре рязанского театра «Переход» появился новый поэтический спектакль
Фото предоставлены театром «Переход»
Фото предоставлены театром «Переход»

История жизни, короткой и яркой, как вспышка звезды. Метания, сомнения, искания живой, страдающей души, которые дошли до нас в стихах. На сцене, в щегольском светлом костюме, в лихо заломленной шляпе, – сам Сергей Есенин. Молодые артисты театра РГУ имени С.А. Есенина «Переход» приглашают пережить вместе с ними всю непростую жизнь поэта.

Название поэтического спектакля только на первый взгляд кажется несколько странным – «Есенин – страна».

– За его короткую жизнь о нем узнали все. Кто-то резко его полюбил, а кто-то так же резко возненавидел, – говорит художественный руководитель театра, автор постановки Геннадий Кириллов.

Неоднозначная личность, творчество, судьба, до сих пор мучающие загадками всех, кто прикасается к его поэтическому миру. Дата датой, но обратиться к есенинской поэзии Геннадию Кириллову хотелось давно. В «Переходе» 15 лет назад уже ставили спектакль по Есенину, взяв тогда за основу поэму «Анна Снегина». По-новому взглянуть на творчество поэта, глубже понять его, показать неразрывность его связи с родной землей решили теперь на новом материале.

Поэта играют два актера: двадцатилетний Есенин – Вячеслав Журавлев, тридцатилетний – Сергей Шишов. Первый по-юношески горяч, пылок, доверчив, второй одинок, надломлен, измучен. Минималистичные декорации заставляют сосредоточиться на главном – стихах, их проживании на сцене молодыми актерами. В спектакль, помимо лирики, вошли сцены из поэм «Пугачев», «Страна негодяев», «Черный человек», «Сорокоуст». Тревога, напряжение по ходу действия нарастают, на сцене бушует мятежная революционная стихия, перед нами – трагедия человека, тщетно пытающегося найти свое место в новой реальности. Драматизм обостряют введенные в спектакль фигуры двух литераторов, разворачивающих безжалостную травлю поэта.

Лирическая тема, бывшая прежде, в «Анне Снегиной», главной для театра, теперь оставлена в виде отдельных сцен, контрастирующих с общим фоном. Обращение к образам возлюбленной, матери – как попытка спасения от жестокого мира, но мать бесконечно далека, а чистая юношеская любовь к «девушке в белом» позабыта ради всепоглощающей страсти к Айседоре. Кабак, бешеная скачка на лихой тройке, больничная палата – и встреча лицом к лицу со своим страшным двойником. Но даже крайне уставший, разочарованный в жизни, он до конца остается «поэтом золотой бревенчатой избы». Есенина не было бы без страны, без обостренного чувства родины, а страна – была бы другой без его пронзительных песен-стихотворений, – уходит в уверенности зритель.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 196 (4990) от 21 октября 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Персональная ответственность

Портрет эпохи

…Умно жить, достоинство любя

Персональная ответственность
Время Анатолия Редькина продолжается
Юрий Харин
В отпуск со своим песком, или Почему я не хочу отдыхать «дома»
Елена Серебрякова
Читайте в этом номере: