Сегодня в областном художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается выставка, посвященная 75-летию регионального отделения Союза художников России. Обзорная экспозиция из музейных фондов включает живопись, графику, скульптуру 1940–1990-х годов и дает возможность оглянуться на путь, пройденный рязанскими художниками за это время.
В преддверии праздничной даты наш корреспондент встретился со скульптором, заслуженным художником России, председателем правления региональной организации СХР Алексеем Анисимовым.
Р.В. – Алексей Сергеевич, наверняка о рязанских художниках слышали еще до появления профессионального сообщества – Союза художников?
А.А. – Вообще различные творческие союзы, товарищества существовали еще до революции. Всем известна, например, деятельность художников-передвижников, среди которых были и рязанцы. Их наследие велико и многогранно, оно стало значительным явлением в русском искусстве. Одним из лидеров художнической братии послереволюционной Рязани был Александр Киселев-Камский. Он инициировал проведение различных выставок, сумел объединить любителей искусства в небольшой кружок.
Решение создать Союз рязанских художников было принято в декабре 1940 года и принадлежало Исполнительному комитету областного Совета депутатов трудящихся. Приближалась Великая Отечественная война. Почти все члены Союза ушли на фронт, и, к счастью, все вернулись домой. Сегодня в живых остались двое: Степан Михайлович Степашкин и Анатолий Петрович Кузнецов. Им уже за девяносто лет.
В настоящее время организация объединяет в своих рядах более ста человек. Среди них – скульпторы, мастера станковой и монументально-декоративной живописи, книжной и станковой графики, прикладного искусства. О высоком уровне творчества наших художников говорят те почетные звания, которыми они удостоены. Среди членов организации – народные и заслуженные художники, лауреаты государственных премий, премий Центрального федерального округа. Произведения рязанских авторов находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, зарубежных коллекциях.
Р.В. – Какие возможности, а может, привилегии дает художнику причастность к творческой организации?
А.А. – Во-первых, Союз предоставляет мастерские. А что значит для художника мастерская – думаю, объяснять не нужно. Это вся его жизнь, это особый сокровенный мир, где рождаются произведения. Основные мастерские находятся в Доме художника. Его строительство, кстати, велось на средства самих художников методом народной стройки. Здание запустили в эксплуатацию в 1959 году. Оно было возведено по типовому проекту. Аналогичные Дома расположены в Иванове, Калининграде и Твери.
Во-вторых, Союз занимается организацией выставок как коллективных, так и персональных. Это позволяет авторам заявить о себе, показать свое творчество широкому кругу зрителей. Имея членский билет Союза художников России, можно бесплатно посещать государственные музеи.
Союз художников платит стипендии, предоставляет творческие дачи, которые позволяют мастерам отрешиться от забот и глубже погрузиться в работу, открывать для себя что-то новое. Правда, сейчас в отличие от советского времени проживание там платное. Но членам Союза предоставляются скидки. Творческий человек не должен, как говорят, вариться в собственном соку – художникам важно общение друг с другом. И у нас в Союзе созданы для этого все условия.
Р.В. – Есть ли у вашей организации творческие проекты?
А.А. – Безусловно, они есть. Но чтобы их реализовывать, нужны спонсорские средства или бюджетное финансирование. У нас с деньгами, к сожалению, туговато. Но тем не менее мы регулярно проводим пленэры. Среди них – «Мещерские дали». Ежегодно художники из различных уголков страны приезжают в Касимов и запечатлевают на холстах его красоты, ездят по живописным уголкам рязанского края и потом оставляют в подарок две работы. На данный момент в Касимове – большая коллекция полотен, которая запросто может лечь в основу какой-нибудь научной диссертации искусствоведа.
Р.В. – С зарубежными коллегами приходится общаться?
А.А. – У нас давно налажены творческие контакты с городом-побратимом Мюнстером – регулярно проходят обменные выставки. Рязанские живописцы ездят на пленэры в тунисский город Монастир, где проводится международный фестиваль. Я был там четыре раза. Всегда интересно наблюдать за работой других художников – на берегу Средиземного моря один рисует гребенкой, другой – кисточкой, а третий – пальцами. Все они по-разному чувствуют и воспринимают окружающий мир, но одинаково профессионально и творчески выражают его в своих произведениях.
Р.В. – Стремятся ли молодые художники вступить в Союз? И вообще, много ли их в ваших рядах?
А.А. – Каждый год мы принимаем достойных в члены Союза. Для художников это своего рода планка профессионализма, к которой стремятся. Но, к сожалению, молодых творцов, которые хотели бы вступить в Союз, мало. Талантливые ребята заканчивают наше художественное училище, а потом уезжают в Москву или Санкт-Петербург поступать в высшие учебные заведения. Обратно в родной город редко кто возвращается. В столице ведь для творческого роста гораздо больше возможностей, да и материально-техническая база лучше.
Ситуацию усугубляет и то, что в нашей стране до сих пор не принят закон о творческих союзах и работниках. В отличие от бывших стран СНГ, в современной России годы творческой работы не засчитываются в трудовой стаж. Поэтому многие художники занимаются преподавательской деятельностью, чтобы заработать себе хоть какую-то пенсию. А ведь работа профессионального художника – это колоссальный физический и душевный труд. Поэтому мы надеемся, что когда-нибудь государство оценит его по достоинству. Любой талант нужно поддерживать, беречь и развивать.
Р.В. – Что пожелаете своим коллегам?
А.А. – Работать на благо нашей Родины и прославлять своим творчеством рязанский край!