Режиссер – создатель таких лент, как «Михайло Ломоносов», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Доктор Живаго». В его фильмографии – около двадцати работ. Но ремейк уже существующего фильма режиссер сделал впервые.
В основе «Райских кущ» – пьеса Александра Вампилова «Утиная охота», по которой уже был в 1979 году Виталием Мельниковым снят фильм «Отпуск в сентябре». Правда, как пояснил Александр Прошкин, наследники писателя не позволили ему указать в титрах имя Вампилова. Один из первых предпремьерных показов «кущ» прошел в начале октября в Дагомысе, во время ежегодного фестиваля журналистов, куда режиссер привез свою картину.
В центре драмы, развернувшейся в наши дни, – супружеская пара Виктора и Галины Зиловых (актеры Евгений Цыганов и Чулпан Хаматова). Повествование начинается с того, что супруги решили начать «все сначала». «У меня роман с собственной женой», – так говорит герой Евгения Цыганова своей бывшей подруге. Новому начинанию отлично способствует купленная по льготной цене квартира в «элитном» поселке «Райские кущи» (Виктор работает в компании, занимающейся недвижимостью), его назначение на начальствующую должность. Однако всем благим намерениям героя, в которые, очевидно, не в первый раз, но все-таки поверила его жена, не суждено сбыться. Просто поменять квартиру, должность, машину. Внешние перемены Виктору действительно даются легко, он как будто не живет, а играет, не веря в то, что делает и не особенно рефлексируя по этому поводу. Друзья-коллеги искренне и по-доброму завидуют его успеху – «отхватить» такую квартиру дано не каждому. Но изменить себя ему так и не удается. Выйти из ставшей привычной игры, где в центре – его собственный эгоизм и потакание личным прихотям, Виктору Зилову не удается. Первые шаги «новой жизни» с Галей он начинает с вранья, узнав, что жена ждет ребенка, в этот же день заводит роман с первой встречной девушкой, при этом врет обеим. И никакого смысла в его поступках нет, кажется, что он как осенний лист, путь которого определяет случайное дуновение ветра. Среди мужских страстей Зилова – утиная охота. Не раз в течение экранной истории он обсуждает с другом ближайшую поездку на охоту, даже купил новую надувную лодку, но все как-то не складывается. Галя в очередной раз принимает решение уйти от него, Зилов ссорится с друзьями, на него наваливается похмельный угар не только от выпитого накануне спиртного, но и угар от его несуразной, бессмысленной жизни, он предпринимает попытку застрелиться (охотничье ружье под рукой). В последний момент появляется друг по утиной охоте. Во время охоты лодка дает течь. Чтобы спасти друга, Зилов принимает решение добраться до берега вплавь. Поздняя осень, первые заморозки. Он доплывает, но уже на берегу у него отказывает сердце. Виктор Зилов умирает.
Картина держит в напряжении с первого до последнего кадра. Динамичные съемки, отличная игра актеров. Но при этом вызывает раздражение. Зачем нам опять показывают «антигероя»? О чем этот фильм? Почему в центре внимания – изовравшийся, заигравшийся, всем причиняющий только боль человек, не умеющий и, кажется, не желающий найти свое место в жизни? В конце концов, подобных героев мы уже видели не раз, например, в фильме Александра Велединского «Географ глобус пропил» (2013 год) или в картине Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву» (1983 год). Право ответить на эти вопросы предоставляем режиссеру.
Александр Прошкин:
Почему ремейк?
– Вампилов почувствовал вечную тему нашего русского несчастья: мы не ценим чего-то самого главного. Интонация этой пьесы, на мой взгляд, будет долго жить, начиная с «Полетов во сне и наяву», заканчивая фильмом «Географ глобус пропил». За всеми этими сюжетами стоит «Утиная охота» Вампилова.
Про кино и не только
– Эта картина про время тотального конформизма, когда порушены основные ценности жизни, они уходят на второй-третий план и вообще перестают быть ценностями, а эфемерные ценности становятся главными. Поток современной будничной жизни, состоящей из массы второстепенных вещей, стал главнее человеческого чувства, которое не ценится, его стесняются, люди боятся сказать друг другу «я тебя люблю». И это разрушает человека. История главного героя фильма – это история человека, который изменил своему чувству, потерял точку опоры. Поэтому он был обречен – и он, и она. В конечном итоге, эта история про любовь. Потому что ничего важнее человеческого чувства в жизни нет. Когда-то, будучи совсем молодым человеком, я попал на дачу к Шестаковичу. Так получилось, что заплутал в этом доме и оказался в кабинете Дмитрия Дмитриевича. Растерялся и понял, что должен задать ему какой-то очень важный вопрос. От молодости и идиотизма я спросил: «Дмитрий Дмитриевич, в чем смысл жизни?». И он ответил: «В любви, молодой человек». Это сказал гений. И действительно: никакого другого смысла жизнь не имеет.
Зачем это нужно?
– На меня очень сильное впечатление произвела моя последняя встреча с Евгением Александровичем Евтушенко… Старик, с лицом оптинского старца... Тяжелобольной человек, который еле передвигается. В этом состоянии он проехал тридцать четыре города с поэтическими вечерами. Я его спрашиваю: «Зачем? Вы издали книгу, готовится антология, у вас масса дел…» Он говорит: «В стране такое напряжение, столько ярости, столько злости накопилось, кому-то надо смягчать нравы». Мне кажется, он очень мудро почувствовал нашу главную болезнь – всеобщее озверение, перенасыщение отрицательной информацией, агрессия, которая льется с телеэкранов и переходит в частную жизнь. С этим надо что-то делать, повернуть сознание общества, понять, что человек с его чувствами и проблемами важнее всего. И все остальное наладится, если мы начнем его ценить.
Мимо кассы
– Кассовое это кино или нет – на мой взгляд, дискутировать не имеет смысла. Идет процесс уничтожения всего человеческого в кино. Например, в годы советской власти «Холодное лето 53-го года» посмотрело 50 миллионов человек. Было четыре с половиной тысячи копий фильма. В те годы люди шли в кино для того, чтобы получить что-то для души. Сейчас, в лучшем случае, будет 20-40, максимум 60 копий. Сегодня кинематография скукожилась. Зритель, отдающий немалые деньги за билет на киносеанс, хочет чтобы его щипали, щекотали, веселили. Нас посадили на иглу третьеразрядного американского коммерческого кино…. Я очень надеюсь, что мы все-таки выйдем, вырулим из сегодняшнего психоза и вернемся к простым, но главным человеческим ценностям.