На прошлой неделе в Сочи проводил свое очередное, двенадцатое, заседание Международный дискуссионный клуб «Валдай», объединяющий политиков и политологов всего мира для разговоров и споров о России.
Площадка Валдайского клуба по-своему уникальна. Этот экспертно-аналитический центр был образован в 2004 году в Великом Новгороде. Своим названием клуб обязан месту проведения первой конференции – на берегу озера Валдай.
Основными задачами клуба является содействие открытому диалогу экспертов, политиков, общественных деятелей и журналистов, непредвзятое обсуждение актуальных мировых проблем в области международных отношений, политики, экономики, безопасности и других областях, прогнозирование ключевых тенденций и процессов в мироустройстве XXI века.
За годы существования клуба в его работе приняли участие более 900 представителей международного научного сообщества из 62 стран мира. Известность среди международного экспертного сообщества получили региональные конференции клуба «Валдай» – Азиатский, Ближневосточный и Евро-Атлантический диалоги.
С 2014 года, после вступления во вторую декаду своего существования, клуб перешел от формата «рассказа миру о России» к практически ориентированной работе по формированию глобальной повестки дня, от исследования ситуации в России к квалифицированной и объективной оценке мировых политических и экономических проблем.
У Валдайского клуба есть уже свои традиции и внутренние правила. Практически все дискуссии носят закрытый характер, рассказывать о них можно, но без ссылок на цитируемых авторов высказываний. Единственная открытая сессия – это встреча участников клуба с Президентом России В.В. Путиным. Для Президента это возможность еще раз в очень компетентной аудитории заявить о подходах России к важным и актуальным проблемам сегодняшней повестки дня. Для членов клуба – возможность задать конкретные вопросы и получить развернутые ответы на них от того, кто в России принимает главные решения.
В этом году меньше говорили об Украине и больше – о Сирии. Конечно, участие ВКС России в авиационных ударах по террористам в этой арабской стране по договоренности с ее руководством произвело фурор. Но еще большей сенсацией стал визит президента Сирии Башара Асада в Москву как раз накануне встречи В.В. Путина с участниками клуба в Сочи. Впервые за четыре года гражданской войны сирийский президент выехал за пределы страны, обстоятельства этой поездки остаются тайной, да и о достигнутых договоренностях информации немного. Несмотря на то, что Владимир Путин, выдержав паузу, приоткрыл завесу тайны над темами ночных переговоров в Кремле с Асадом, о результатах их все еще остается только догадываться.
«Я его спросил: как вы отнесетесь к тому, если мы найдем сейчас в Сирии даже вооруженную оппозицию, но готовую противостоять и реально воевать с террористами, с ИГИЛ – как вы отнесетесь к тому, если мы поддержим их усилия в борьбе с терроризмом так же, как поддерживаем сирийскую армию? Он ответил: отношусь к этому положительно. Мы сейчас думаем над этим и пробуем, если получится, перевести эти договоренности в практическую плоскость», – рассказал Владимир Путин участникам клуба «Валдай».
В воскресенье стало известно, что Президент Сирии Башар Асад заявил, что готов участвовать в президентских выборах, если его поддержит народ Сирии. Делегация российских парламентариев прибыла в пятницу в Сирию с гуманитарным грузом (медикаменты и детское питание), который будет передан Верховному муфтию Сирии Ахмеду Бадруддину Хассуну, патриарху Антиохийскому и всего Востока Иоанну Х Язиджи, а также в школы, где учатся дети погибших сирийских военнослужащих.
Путин еще раз подчеркнул: Россия в Сирии не защищает Асада, а борется с мировым злом – терроризмом, который угрожает нам непосредственно. Широко цитированное ленинградское правило улицы, которому Президент научился в детстве: если драка неизбежна, то надо бить первым, все как нельзя лучше объясняет. В комментариях политологов после разговора с российским лидером прозвучало: у Запада нет плана действий в Сирии, у России он есть. И в этом главная загвоздка и причина ревностного отношения наших западных и американских партнеров к ситуации. Все хотят быть первыми в шеренге, но не знают, с какого края вести отсчет.
А вообще «валдайцы» в Сочи спорили о войне и мире: что такое мир – перерыв между войнами? Или война – неизбежный способ решения глобальных проблем? Как-то не хочется склоняться ни к одной из точек зрения. Во времена Льва Толстого миром называлось еще и людское сообщество, способное совместно, «миром», принимать решения. Такое толкование, похоже, понятно далеко не всем в сегодняшнем мире.