Законопроект о федеральном бюджете на 2016 год внесен в Государственную Думу России. Одно из главных отличий нового главного финансового документа страны в том, что он одногодичный, а не трехлетний, как раньше.
Как отметил министр финансов РФ Антон Силуанов, основной смысл такого решения – минимизация риска ошибок при планировании. Ведь давно уже не было таких колебаний цен на нефть и валютного курса рубля.
В связи с этим в 2016 году перестанет действовать так называемое бюджетное правило. Оно с 2013 года определяло предельный уровень госрасходов при высокой цене на нефть. Сверхдоходы от продажи энергоносителей скапливались во внебюджетных фондах. Сейчас о сверхдоходах говорить не приходится.
За последние недели законопроект претерпел небольшие изменения. Планируемые доходы бюджета выросли с 13,58 триллиона рублей до 13,74 триллиона. Поднялись и расходы: с 15,76 триллиона до 16,1 триллиона рублей. Напомним, что эти основные параметры будут главными при обсуждении депутатами Госдумы законопроекта в первом чтении.
Из запланированных в законопроекте расходов, например, предусмотрено: на общегосударственные вопросы – 1,146 трлн руб., национальную оборону – 3,145 трлн руб., национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 2,024 трлн руб., национальную экономику – 2,566 трлн руб., ЖКХ – 80,078 млрд руб., образование - 578,654 млрд руб., культуру и кинематографию – 95,081 млрд руб., здравоохранение – 490,567 млрд руб., социальную политику – 4,454 трлн руб. При этом 8,874 трлн рублей – более половины предлагаемых законопроектом расходов будут направлены на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Еще одна важная новация. На днях Государственная Дума, по предложению Правительства страны, приняла закон о создании антикризисного фонда в объеме до 150 миллиардов рублей. В нем предусмотрена, в частности, поддержка отраслей экономики, бюджетов регионов. В 2016 году этим фондом будет заменен тот антикризисный план, который фигурирует в бюджете сейчас. «Абсолютно правильное решение, которое было поддержано абсолютно всеми, потому что мы понимаем, что необходимо иметь резервные средства, которые будут направлены на поддержку граждан, на поддержку предприятий, на поддержку отраслей нашей экономики», — пояснил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Министр финансов страны Антон Силуанов сообщил , что часть средств этого фонда уже распределена: 75 миллиардов рублей направляется на поддержку сельского хозяйства. Благодаря этому в 2016 году не придется сокращать уже достигнутый уровень расходов, связанных с этой отраслью.
В главном финансовом документе выполнение социальных обязательств остается безусловным приоритетом. Расходы на непроизводственную сферу превышают 60 процентов от общей суммы. При этом речь, главным образом, идет о минимизации потерь от кризиса, а не о росте доходов граждан. Например, бюджет на 2016 год не предусматривает индексацию пенсий на уровень фактической инфляции, которая, по оценке Центробанка, может достичь в 2015 году 13 процентов. Пенсии с 1 февраля решено повысить на 4 процента, а потом – на неопределенную пока величину, которая будет рассчитываться исходя из новых финансовых возможностей страны. Тут есть еще одна новация. Работающими пенсионерами, которым, по предварительным прикидкам, вообще не положена прибавка, планируется считать тех, кто трудился в 2015 году не менее шести месяцев. Не предусматриваются законопроектом и повышения зарплат чиновникам, военнослужащим и судьям.
В едином пакете с проектом бюджета в Госдуму внесен и прогноз социально-экономического развития страны, рассчитанный на три года. Предполагается, что услуги ЖКХ для населения подорожают в 2016 году не более чем на 4 процента, в 2017 году – еще на 5,1 процента. А вот за электричество в следующем году граждане будут платить на 8 с лишним процентов больше, чем сейчас.
Государственная Дума приступила к обсуждению законопроекта. Утверждены соответствующие списки профильных комитетов. Предполагаемая дата рассмотрения законопроекта в первом чтении – 13 ноября, ориентировочные даты рассмотрения во втором чтении – 2 декабря, в третьем – 4 декабря.
Использованы материалы «Российской газеты» и сайта Госдумы РФ