Лидия Павловна Скобликова – единственная в мире шестикратная олимпийская чемпионка в истории конькобежного спорта, двукратная абсолютная чемпионка мира, многократная рекордсменка мира, Европы, СССР, заслуженный мастер спорта, кандидат педагогических наук, профессор.
Рекорд Скобликовой не покорен до сих пор. У нее 6 золотых медалей Олимпийских игр, 12 золотых медалей на чемпионате мира, 15 золотых медалей на чемпионате СССР, 18 рекордов, в том числе мировых. С 1986 года в Челябинске проходят соревнования на призы известной конькобежки, открыт ледовый дворец «Уральская молния», названный в ее честь. При этом ее спортивная карьера начиналась с лыжных гонок, в конькобежный спорт Скобликова, без преувеличения, попала случайно. Сегодня Лидия Павловна делится с нашими читателями своими воспоминаниями и мыслями о том, как вновь сделать спорт и физкультуру массовыми явлениями.
Р.В. – Когда и почему вы решили заняться спортом?
Л.С. – Когда я училась в школе, отношение к физкультуре было совсем другим. Школьный преподаватель физкультуры не был ни легкоатлетом, ни лыжником, ни конькобежцем, но на уроках занимался с нами всеми этими видами спорта. У кого лучше получалось, тот обязательно выступал за школу в соревнованиях. А в то время были прекрасные детские соревнования на приз редакции «Пионерская зорька», они проводились почти во всех классах, начиная с первого. Сначала я выиграла первенство класса, потом – школы, района, городские соревнования. Я заняла первое место в лыжных соревнованиях, закончив дистанцию на одной лыже, другая отвязалась от валенка по дороге. Мне дали приз – настольную лампу, которую мама хранила всю свою жизнь. Это были мои первые серьезные соревнования, с них и началась моя карьера лыжницы. В нашем Златоусте всегда тренировалась сборная команда СССР по лыжам, так как снег у нас местами выпадал уже в сентябре. С восьмого класса меня стали подключать к тренировкам со сборной страны, так как я уже была чемпионкой области по лыжам и занималась легкой атлетикой, которая для меня была основным видом спорта. В институт я поступала тоже как легкоатлет.
Р.В. – На каком этапе появились коньки?
Л.С. – На коньках катались все. А что еще делать зимними вечерами? На волейбольной площадке заливали каток, звучала музыка, кстати, весь репертуар Шульженко мы знали по катку. Моя подруга Лида, с которой мы вместе занимались легкой атлетикой, каталась на беговых коньках. Однажды, будучи в восьмом или девятом классе, я у нее попросила прокатиться, а потом как-то я попала и на конькобежные соревнования. Никто от меня ничего не ждал, на старте поставили последней, но я пришла первой, выиграв даже у Лиды, на тот момент чемпионки области по конькам. А раз я у нее выиграла, то должна ехать дальше, на областные соревнования в Челябинск. Поехала и выиграла. Для меня это был так неожиданно… Получила трое мужских часов «Молния». И меня повезли в Москву на студенческие игры, причем повезли по паспорту моей старшей сестры, так как своего я еще не имела. Был конец февраля-начало марта, в Москве снег уже начал таять. Для таких участников соревнований, как например, чемпионка мира Софья Кондакова, состояние льда было просто ужасным, классически катиться по такому не было никакой возможности. А я на коньках бегала как на лыжах. Ни о каком равновесии конькобежца я и понятия не имела, поэтому мне было чем хуже, тем лучше. В общем, соревнования эти я выиграла и снова ушла на лыжи. Был 1956 год. Потом в институте снова приняла участие в конькобежных состязаниях и уже тогда осталась в этом виде спорта. На втором курсе вуза я уже восемь раз побила рекорды Советского Союза.
Р.В. – Что вам помогло подняться на такую высоту?
Л.С. – Наверное то, что я родилась в 1939 году Златоусте, в семье, где воспитывалось пять детей. Когда после войны из Пензы приехали родственники, нас за стол садилось 12 человек. Мы питались нашей капустой, морковью, всем тем, что сами сажали и выращивали на огороде, пили молоко от своей коровы. Я и сегодня, если не выпью на ночь молока, буду плохо себя чувствовать. Уверена, здоровый образ жизни – первая составляющая успеха. Второе – Златоуст это горы, Урал. Были и трамваи, билет в которых стоил три копейки, а билет в кино – десять копеек. Поэтому экономили и ходили пешком. А у нас куда ни идешь, всегда в гору. Мы огород сажали – шли два километра с ведрами в гору, пока не польешь огород, на тренировку не пойдешь. Бывало опаздываю, вижу, моя группа уже на другую гору поднимается через долину, чтобы их догнать, надо очень постараться. Представляете, какая физподготовка?
Р.В. – Лидия Павловна, нередко можно услышать, что спорт высоких достижений – жестокий, пагубно влияет на здоровье, ему присуща нездоровая конкуренция… Что вы можете сказать об этом с высоты своих достижений и спортивного опыта?
Л.С. – Конечно, у нас, как и у всех людей в возрасте, то давление поднимется, то суставы заболят, может быть, чуть больше, чем у неспортсменов. Нагрузки были большими. Например, я со своим весом в 56 килограммов делала по 160 приседаний со штангой. Но я уверена, если бы всех великих спортсменов спросили, хотели бы они вновь сделать то, что сделали, они, безусловно, ответили бы утвердительно. Что касается нечестности, то мне сложно что-то говорить об этом. Я была в таком виде спорта, где ты как пробежал, так тебе и засчитали. Это, например, в фигурном катании или художественной гимнастике есть место частному мнению. Поэтому у нас в команде всегда были прекрасные, уважительные и дружеские отношения.
Р.В. – Сегодня в спорте актуальна тема допинга….
Л.С. – Я даже представления не имею, что это такое. Нашим единственным допингом был лимон, лизнешь его и идешь кататься. Я не верю в то, что побед без допинга нет. На мой взгляд, это дурные тренеры и неквалифицированные медицинские работники хотят погубить молодых спортсменов.
Р.В. – Почему, на ваш взгляд, сегодня нет тех оглушительных побед?
Л.С. – Мы в 90-е годы потеряли все, что можно. Первая моя работа после сборной – директор центра олимпийской подготовки конькобежцев «Локомотив» в Москве. Рядом была школа трудовых резервов – 500 человек, калининская школа – 500 человек, сокольническая школа – 300 человек, к этому добавим знаменитые «Динамо», «ЦСК». Я располагала кадрами как минимум пятнадцати спортивных школ. Сегодня мы такими цифрами похвастаться не можем, нет ни школ, ни катков, ни зимы.
Р.В. – Лидия Павловна, а сегодня спорт присутствует в вашей жизни?
Л.С. – Мы когда с внучкой в школу идем, останавливаемся около каждого встречного уличного тренажера. А вообще спортом надо заниматься в любом возрасте. Посмотрите, сколько людей занимаются сегодня скандинавской ходьбой. Человек должен в день проходить минимум три километра. Отрадно, когда вижу, что люди в зрелом возрасте катаются на лыжах, коньках. Мой сын и сноха занимались конькобежным спортом, теперь на каток ходит внучка Маша. Она говорит мне: «Ты, бабуля, держись за меня и за бортик и катись». Поводила она меня, ушла, а я начинаю сама кататься. Сидим после всей семьей в кафе, пьем чай, Маша отцу говорит: «Пап, бабуля у нас такая способная, сразу на коньки встала!»