– Виорелий Петрович, как прошло ваше детство? Связана ли нынешняя профессия с мальчишескими мечтами?
– Я родился в Молдавии. В мое время не было компьютеров, и мы не сидели целый день в глобальной паутине. Взрослели на улице. Мои сверстники хотели стать летчиками, космонавтами, моряками. Я не был исключением и мечтал служить в воздушно-десантных войсках. Во-первых, чтобы пройти настоящую закалку, проверить самого себя, силу воли, характер. Ну и, конечно, испытать неповторимую романтику «голубых беретов». Счастлив, что моя мечта осуществилась. Два года срочной службы в ВДВ, думаю, останутся в памяти навсегда.
– Кто в жизни для вас был примером? Какие качества привлекали в этом человеке?
– Главный пример для меня – это мои родители, настоящие трудоголики. Они научили меня ценить людей за их дела и самому работать в поте лица. Для меня и сейчас главный продукт на столе – это хлеб. Никогда не позволял оставшийся кусочек выбросить в мусор. Это для меня – табу.
Уважаю людей, которые «сделали себя» сами и добились выдающихся успехов. Неважно, чем они занимаются. Профессионал, он в любом деле профессионал.
– Сформировался ли у вас жизненный девиз?
– Я бы сказал так: под лежачий камень вода не течет. Но, думаю, жизнь человека зависит не от его девизов, а от его поступков. Можно провозгласить красивый девиз и сидеть ждать, когда все произойдет. Дела лучше всего говорят об истинной сущности человека.
– Какие черты характера возмущают вас в людях вообще и в подчиненных, в частности?
– Больше всего как в подчиненных, так и в людях вообще возмущают ложь и лень. По линии службы крайне негативно отношусь к бездельникам и дилетантам. С такими расстаемся быстро и без сожаления. Но я бы не сказал, что отношусь к тем руководителям, которые рубят сплеча.
У каждого подчиненного свой характер, свои способности и свой потенциал. Нужно лишь понять, как правильно их использовать. Тогда у большинства есть шанс реализоваться в работе.
Кадровый отбор в наше управление очень тщательный. В очередь на одно место 10-15 кандидатов. Есть из кого выбирать, поэтому работать приходится с лучшими.
– Как начиналась ваша биография в правоохранительных органах? Есть ли отцы-наставники?
– Службу в милиции постигал с самых азов. Профессию выбрал самостоятельно. В Рязанском РОВД, в отделе уголовного розыска, начинал работу с опытным сотрудником, ныне полковником в отставке Виктором Борисовичем Лайкеевичем. Вместе с ним удалось раскрыть одно из первых своих дел – запутанное убийство. После преступления подозреваемый скрылся в неизвестном направлении. Следы его отыскались в Краснодарском крае. Пришлось срочно выехать в командировку. Разыскивая беглеца, рязанцы попутно раскрыли две кражи из местных магазинов.
Немало профессиональных секретов узнал от начальника угро Юрия Захарова, который сейчас служит в Костроме.
– А с какого времени вы работаете в управлении наркоконтроля по Рязанской области?
– Со дня его образования в 2003 году. А до этого занимал различные оперативные должности, связанные с пресечением наркопреступлений, в органах внутренних дел. Так что о своей работе и ее особенностях знаю не понаслышке.
– Расскажите о наиболее ярких операциях, в которых вы участвовали.
– В этом году удалось провести две успешные операции по пресечению афганского наркотрафика, проходящего через территорию области. Было изъято свыше 21 килограмма героина, что в пересчете на количество разовых доз превышает общий объем всех вместе взятых наркотиков, изъятых из незаконного оборота с начала года.
Наше досье
Савин Виорелий Петрович
родился 5 декабря 1966 года в Молдавии, в Кишиневе.
Окончил Рязанскую школу МВД СССР.
С 1987 года проходил службу в органах внутренних дел.
В 2003 году переведен в Управление федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области, где занимал различные руководящие должности.
В августе 2009 года назначен на должность начальника управления.
Женат, сыну 21 год.
В частности, 28 января на автостоянке у ТД «Барс» по ул.Московское шоссе сотрудники управления в ходе оперативно-розыскных мероприятий изъяли у гражданина Таджикистана 14 килограммов героина. По данному факту возбуждено уголовное дело.
18 марта на 181-м километре автотрассы М-5 «Урал», на КПМ «Дягилево», был остановлен автомобиль ВАЗ-2106, в котором находились две женщины. В ходе осмотра автомашины и личного досмотра задержанных был обнаружен героин общей массой более 7,4 килограмма. Сейчас по этому уголовному делу проводится предварительное следствие.
– А в последнее время наркополицейским есть чем гордиться?
– Безусловно. В рамках операции «Мак-2009» сотрудники нашего управления в Москве ликвидировали подпольную химическую лабораторию по производству амфетамина. Лаборатория выполняла роль производителя и оптового поставщика наркотиков амфетаминового ряда на территории Центрального федерального округа. Крупные партии синтетики поступали и в наш регион. При задержании фигурантов изъято оборудование и химические компоненты, предназначенные для производства наркотиков.
Хочу подчеркнуть, что оперативники выходили на эту группу в течение нескольких месяцев через мелких посредников. Помимо хозяина лаборатории, задержаны еще 5 дилеров и членов преступной группы. Установлено, что в месяц лаборатория производила около 3 килограммов высококонцентрированной синтетики. В отношении «химиков» возбуждено уголовное дело по статье 228.1 УК РФ. Наказание предусматривает в зависимости от отягчающих обстоятельств от 3 до 20 лет лишения свободы.
– Какова наркоситуация в нашем регионе? Существуют ли трудноразрешимые проблемы?
– По официальной статистике, в области на диспансерном учете с диагнозом «наркомания» стоит 980 человек, из них около 92 процентов – это больные опийной наркоманией. Ситуацию усугубляет появление на рынке кустарного наркотика «дезоморфин». За 9 месяцев нынешнего года были зарегистрированы 109 рязанцев, больных наркоманией, и 90 процентов из них – это дезоморфинщики.
Лидерство по количеству изъятий тоже прочно удерживают кустарные препараты, содержащие кодеин и дезоморфин. А всего с начала года изъято свыше 160 килограммов наркотиков.
Анализ оперативной информации и материалов уголовных дел свидетельствует, что в 98 процентов случаев при «закрытии» наркопритонов в них задерживаются дезоморфиновые наркоманы.
В немалой степени широкое распространение этого кустарного наркотика, сходного по своему действию с героином, обусловлено простотой синтеза, а также возможностью свободного приобретения сырья, реактивов и необходимого оборудования. Если раньше проблема дезоморфина остро стояла в ряде регионов, в том числе в Рязанской области, то сейчас она стала актуальной для большинства регионов ЦФО.
На мой взгляд, выход один – поставить кодеиносодержащие препараты на предметно-количественный учет, то есть продавать по рецептам. Решение это может принять Мин-здравсоцразвития России. Но пока, несмотря на настойчивые требования органов наркоконтроля, положительного решения не последовало.
Однако ситуацию возможно переломить – с 2010 года в России планируется реализация новой стратегии государственной антинаркотической политики, которая включает в себя комплекс радикальных мер по профилактике наркомании. В том числе будут предприняты решительные шаги по совершенствованию и упорядочению оборота лекарственных препаратов.
– Виорелий Петрович, как относится семья к напряженному ритму вашей работы? Пошли дети по вашим стопам?
– К сложностям и особенностям службы семья относится с полным пониманием. Жена моя тоже офицер – «по совместительству со мной». Выходя за меня замуж, еще 22 года назад, она сделала свой выбор. Поэтому жаловаться на что-то не в ее правилах. Сын пока не определился с окончательным выбором профессии – он учится на двух факультетах: политологическом и юриспруденции.
– Умеете ли вы отдыхать? Остается ли вообще время на хобби при большой загруженности на работе?
– Служба, действительно, оставляет мало свободного времени. Но часок-другой для спорта всегда нахожу: занимаюсь плаванием, штангой, борьбой. С интересом отношусь к Интернет-ресурсам и информационным новинкам.
– Есть ли у вам любимые семейные праздники? Как вы их проводите? Ваше любимое блюдо?
– Любимый семейный праздник, конечно, – Новый год. Всегда собираемся всей семьей и проводим его вместе. Из блюд предпочитаю пельмени, но не общепитовские, а домашние, которые готовлю сам.
– Кто у вас в доме хозяин? Авторитарный ли вы человек в семье? На работе?
– Как заведено, на кухне должна быть одна хозяйка, поэтому дома нахожусь в полном распоряжении супруги. На работе – все в пределах служебной субординации.
– Отдыхать с семьей уезжаете за границу или путешествуете по стране?
– В органах наркоконтроля есть прекрасные служебные санатории и дома отдыха по всей стране. Поэтому во время отпуска всей семьей отдыхаем там. Но любим и нашу Мещеру, приокские дали. Хотя я родом из Кишинева, к Рязани прикипел всей душой и всем сердцем. Хотел, чтобы и отец, который сейчас остался один, приехал жить сюда, но он не может оторваться от своих родных мест, от своих друзей. Мама рано ушла из жизни – последствия аварии на Чернобыльской АЭС.
– Имя Виорелий, вероятно, молдавское?
– Нет, это имя румынское. В свое время оно очень понравилось маме. Но путаницы с ним много. Поэтому, когда я впервые познакомился с будущей женой, то назвался Валерием. С тех пор она меня так и зовет, привыкла. Однако я никогда не пытался официально поменять имя на более простое. Многим, как и моим родителям, оно кажется красивым, даже поэтическим.
– Верите ли вы в Бога или атеист?
– Я православный христианин.
– Случались ли с вами мистические ситуации? Помогала ли в жизни интуиция?
– Большую часть жизни я нахожусь на оперативной работе, и интуиция выручала не раз и не два. Не скажу, что это было что-то мистическое, но иногда в сложных ситуациях именно оперативное чутье подсказывало правильное решение. Однажды таким образом удалось раскрыть изнасилование девушки, в котором принимали участие четверо студентов.
– Как относитесь к «оборотням в погонах»? Что при этом чувствуете: обиду, злость, горечь предательства?
– Для меня «оборотень в погонах» – это предатель интересов службы. Всего один-два негодяя ставят клеймо на целый коллектив сотрудников. Когда сами блюстители закона его нарушают, это вызывает повышенный общественный резонанс. В управлении нам удалось не допустить подобных фактов благодаря активной профилактической работе и тщательному подходу к отбору кандидатов на службу. Только в этом году нами отказано в приеме на работу 8 кандидатам по компрометирующим основаниям.
– Довольны ли вы своей командой, подчиненными?
– Хороший вопрос. Именно коллектив решает поставленные перед службой задачи, а не отдельно взятые личности. Поэтому здоровая атмосфера, благоприятный внутренний климат – это важнейшие факторы успешной и эффективной работы.
Коллектив нашего управления сравнительно небольшой, но сплоченный. Это команда высоких профессионалов, где действуют принципы взаимозаменяемости и взаимовыручки. «Текучка», как правило, имеет положительные тенденции. Например, два бывших заместителя начальника нашего управления возглавили территориальные органы наркоконтроля в Брянске и Костроме, а трое сотрудников после успешных квалификационных испытаний назначены на должности судей. Такие меры не позволяют «закиснуть», способствуют поддержанию позитивного профессионального тонуса.
– Как смотрятся рязанцы на фоне других органов наркоконтроля?
– Наше управление занимает второе место в Центральном федеральном округе по основным показателям эффективности оперативно-служебной деятельности.