Пока никто не может сказать, когда мы увидим фильм «Хани-Мани» на широком экране и увидим ли вообще. Ответ на этот вопрос неведом даже его режиссеру и продюсеру в одном лице Арсену Агаджаняну. Все в этой картине – от истории создания до полученных призов на кинофестивалях – казалось бы, случайность, точнее, тот самый случай, когда сделанное искренне, от всего сердца, без оглядки на какую-либо выгоду, обретает настоящую ценность.
Режиссер Арсен Агаджанян – армянский предприниматель без какого бы то ни было кинематографического образования, отец четырех детей и, безусловно, верный друг
– Я летел из Москвы в Армению на похороны к своему другу. Делая пересадку в одном из аэропортов понял, что не могу, не готов смириться с его смертью и принял решение вернуться. В самолете написал рассказ в память о друге. Спустя время пришла мысль об экранизации рассказа. Это фильм-посвящение, добрая история, в которой, как убеждали меня мои друзья-продюсеры, нет ни любовной истории, ни смертей, ни убийств, а потому это неинтересно. Но мне все-таки кажется, что в ней что-то есть, – рассказывал о своей работе режиссер на встрече с журналистами, которая случилась месяц назад в Дагомысе на фестивале журналистов «Вся Россия».
Необычна не только идея возникновения картины. В фильме не занято ни одного профессионального актера. Все – начиная от героев фильма и заканчивая участниками массовых сцен – друзья, родственники, соседи и знакомые Арсена Агаджаняна. Даже главную роль играет бизнесмен, не имеющий никакого отношения к кино. Единственный специалист, принявший участие в съемках, – оператор Мко Малхасян (его фильмография насчитывает 16 работ). Да, к заключительному монтажу также приложил руку мастер – Светолик Мича Зайц, работавший над картинами таких режиссеров, как Эмир Кустурица и Никита Михалков.
– Мы снимали фильм для внутреннего пользования, в память о друге. Все, что сделано, было сделано на добровольных началах, прямо говоря, бесплатно, никто не рассчитывал ни на какое вознаграждение. Предполагалось, что фильм увидит только съемочная группа, – поясняет Арсен Агаджанян.
Но случилось так, что режиссера-дебютанта убедили показать фильм профессионалам, а те, в свою очередь, порекомендовали отправить картину на кинофестиваль «Окно в Европу», где она (надо ли говорить, что неожиданно для всех?) получила специальный приз жюри.
Недавно фильм «Хани-Мани» был представлен на Монреальском международном кинофестивале. «Хани-Мани» назвали ярким армянским лучом осенних премьер 2015 года. Добавим: удивительно добрым и светлым пятном.
Фильм рассказывает о двух днях из жизни заместителя руководителя крупной банковской структуры Вилена Апресяна (так зовут главного героя). Сюжет таков: ему грозит увольнение, если через два дня прибывающий в страну руководитель международной кредитной организации не подпишет договор на выделение 50-миллионного транша. Ситуация безнадежная. Спасти Вилена может только чудо. Казалось бы, фабула не предвещает ничего радостного и приятного.
Но вот что удивительно: внешний драматизм истории едва угадывается, остается не то что на втором, а где-то на четвертом-пятом планах.
Очень красивые, солнечные виды то армянской деревни, то Еревана, жизнерадостный вид Вилена Аперсяна, его нежные, теплые отношения с женой и детьми, доброжелательные отношения с соседями по дому и коллегами на работе – акценты фильма, выделяющиеся с первых кадров и сразу расставляющие точки над «i»: вот главное в его жизни.
Но не стоит думать, что это такая приторная, карамельно-сиропная история, которую и смотреть-то скучно. Вилен Аперсян – безусловно, образцовый муж и семьянин, но… Он, что называется, живой и даже безрассудный. Завтра утром решается его судьба, прилетает кредитор, но однокурсники Вилена ждут его этим вечером в ресторане на традиционной ежегодной встрече в Москве. Конечно, он садится в самолет – не нарушать же традиции. Что может изменить одна ночь? Правильнее провести ее в окружении близких друзей, в хорошем настроении, чем нервничать и переживать. Тем более что сто друзей – это гораздо больше, чем сто рублей, что еще раз доказывается в финале картины.
Как бы ни складывались обстоятельства, Вилен всегда делает ставку на самое главное, вечное, незыблемое – любовь, дружбу, семью, человеческие отношения – и не ошибается. В итоге он играючи решает финансово-кредитную задачу своего предприятия, не только ничего не потеряв, но приобретя еще одного друга в лице того самого «страшного» руководителя международной кредитной организации, по пути решив проблему его личной жизни, а также устроив творческую карьеру случайно встреченного в Москве музыканта.
Картина искрит иронией в отношении нелепостей современной урбанизированной жизни, рафинированности некоторых ее представителей, оторванности человека от своих корней и традиций.
«Хани-Мани» можно и нужно смотреть всей семьей, включая детей, фильм отлично подойдет для вечера в дружеской компании. В начале октября Арсен Агаджанян обещал придумать, как сделать так, чтобы «сладкие деньги» стали доступны всем.