Совсем недавно село Перво Касимовского района стало первым в области населенным пунктом сельской местности, где было положено начало реализации федерального проекта по устранению цифрового неравенства – в начале сентября здесь созданы условия для быстрого и качественного доступа жителей в Интернет. Но поездка в Перво по этому поводу привела к открытиям совершенно иного рода, и не только для нас.
Внимание гостей села в тот день привлекли два расположенных в центре населенного пункта, совсем рядом друг с другом, храмовых комплекса, а также несколько зданий в разной степени сохранности, очевидно, когда-то составлявших единый архитектурный комплекс. Одно из них сегодня занимает Первинская врачебная лаборатория. О назначении других можно только догадываться: вот фасадная стена с колоннами и большими воротами (может быть, каретная?), чуть поодаль – менее изысканные с архитектурной точки зрения постройки, вероятно, хозяйственного плана, в густых порослях крапивы – как будто бы фундамент старинного дома, с толстыми, более метра, стенами красного кирпича и входами «в подземелье». Какая история хранится в Перво, кому принадлежали эти здания? В региональном министерстве культуры нам пояснили, что никаких памятных архитектурных комплексов в Перво не значится, по крайней мере, в перечне исторического или культурного наследия объектов с этим адресом нет. Завесу тайны приоткрыл глава Первенского сельского поселения Сергей Синицкий. Оказалось, он с первых дней своей службы на этом посту увлекся первенским насле-дием и влюбился в него. Изучив краеведческую и историческую литературу, Сергей Владимирович выяснил: в Перво расположен усадебный комплекс, основанный в первой трети семнадцатого века помещиком Матвеем Засецким, представителем русского дворянского рода. Кстати, фундамент в зарослях крапивы – именно от его дома. По преданиям, Засецкие славились крутым нравом, поэтому недалеко расположен и вход в подземную темницу, куда помещики сажали провинившихся крестьян. Позже, уже с начала XIX века, усадьбой владели потомки уездного предводителя дворянства коллежского советника Андрея Ивановича Гильдебрандта. Предположительно, ими построены каретный сарай, две кладовые с башенками, скотный двор, барская дорога, пруд, новая церковь, носящая имя Диомида, – все, что мы и увидели в Перво. Каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, по сохранившимся документам, существовала уже в восемнадцатом веке, а когда была построена – неизвестно.
Как не вспомнить классика: «Как причудливо тасуется колода!». В Рязанской области Сергей Владимирович Синицкий оказался случайно, после окончания московского вуза, затем Саратовского юридического института должен был быть судьей в Калуге, где жили его родители. Много лет назад именно в Калуге он познакомился с Гильденбрандтами – потомками тех самых, первенских.
– У меня писательская семья, и отец последнего Гильденбрандта – Анатолий Ткаченко – член Союза писателей СССР. На этой почве и состоялось знакомство, – рассказывает Сергей Владимирович.
О своем открытии он рассказал потомкам знатного рода. В том числе о том, что в храме Диамида похоронен Андрей Иванович Гильденбрандт, а в храме Пресвятой Богородицы – майор Засецкий. Когда-то на храме была соответствующая надпись.
В том, что богатое историческое и культурное наследие села Перво необходимо сохранить, Сергей Владимирович не сомневается. Главный вопрос – каким образом, особенно если брать во внимание его документальную неучтенность, а также и то, что ни одна из построек, кроме барского дома, где сегодня размещена лаборатория, не числится на чьем-либо балансе, то есть формально не существует. Решением этой задачи глава поселения уже занялся. В планах Сергея Синицкого –часть комплекса, которую уже не восстановить, законсервировать, «убрать» под навесы, расчистить территорию от зарослей травы и кустарников, а в доме сегодняшей лаборатории обустроить дом отдыха для творческой интеллигенции, например писателей, куда со всей России литераторы будут приезжать за вдохновением, а музы здесь обитают, несомненно. Усадебный комплекс расположен на возвышении, откуда открываются красивейшие виды касимовской природы. Кстати, современные Гильденбрандты (мы связались по телефону с полковником запаса Пограничной службы ФСБ РФ, военным журналистом, переводчиком, генеалогом и краеведом Владимиром Ткаченко-Гильденбрандтом) идею Сергея Синицкого полностью поддерживают и готовы помогать в обустройстве первенского дома писателей.