Недавно телеканал Discovery снял документальный фильм о легендарной Беловежской пуще. Фильм открывает красоты национального парка перед мировой аудиторией. Для большинства же россиян слово Беловежье больше связано с печальными событиями. В декабре 1991 года главы трех государств – России, Украины и Белоруссии – Ельцин, Кравчук и Шушкевич поставили свои подписи под договором, который ликвидировал СССР как субъект международного права.
Командира отдельной воздушно-десантной бригады Степана Таненю известие о распаде Союза застало на службе в Амурской области. Под началом комбрига в гарнизоне находилось около пяти тысяч солдат и офицеров ВДВ. Степан Таненя вспоминает это время с болью. Военнослужащие разных национальностей самовольно покидали часть, не поставив командование в известность. Первыми ушли украинцы – группой 30 человек. По офицерским семьям прокатилась волна разводов. Мужья уезжали на историческую родину, их жены хотели остаться в России. Но, потеряв статус военнослужащих, они подлежали выселению из служебного жилья военного городка. Как быть? Трагедии, слезы, головная боль командиров…
Степан Таненя, родившийся в Белоруссии, но дававший присягу СССР, остался служить в России. Для него той силой, что скрепляла бывшие братские народы, были Воздушно-десантные войска. Небо – одна стихия на всех, и у тех, кто парит в нем под белым куполом словно птица, одна национальность – десантник. Уже работая на должности заместителя начальника Рязанского училища ВДВ, паспорт гражданина России полковник Таненя получит лишь спустя полтора года. В Гомельской области у него остались близкие родственники, там живет его мама. А Степан Таненя теперь возглавляет Рязанский музей истории ВДВ и руководит рязанской региональной общественной организацией «Городская национально-культурная автономия «Белорусы Рязани».
Полковник считает своим долгом хотя бы раз в год побывать на родине. В этом году поездка по времени совпала с избирательной кампанией по выбору президента Беларуси. С небывалым отрывом от конкурентов победил Александр Лукашенко, за которого проголосовали почти 83 процентов избирателей.
Что бы ни говорили злопыхатели, а «батьку» в республике любят и уважают. Степан Таненя знает, чем вызвана эта народная симпатия:
– Белорусы сегодня уверены в том, что все важнейшие решения на государственном уровне принимаются в их национальных интересах. И еще – за годы правления Лукашенко граждане успели убедиться: «Слово власти крепко». То, что сказано, то и будет сделано. Если обещали сдерживать тарифы в течение определенного периода, они точно не сдвинутся с места. Поэтому даже непопулярные действия властей, если они разъяснены населению и обоснованы, находят поддержку и понимание населения.
– Что удивляет гостей, путешествующих по Беларуси впервые? – спрашиваю собеседника.
– Качество дорог, транспортная доступность и чистота. Это то, что сразу замечают туристы. Подавляющее большинство белорусов живет без излишеств, особенно в провинции. У людей спокойное отношение к тому, что не хватает каких-то материальных благ. Те, кто занят в бизнесе, живут в хорошем достатке, но ужасающего по масштабам имущественного расслоения в стране нет. Правильно, на мой взгляд, выстроена налоговая политика – платит больше тот, кто больше зарабатывает. Конечно, есть молодежь, которой хочется всего и сразу. Кто постарше и помудрее, говорит: «Не спеши, получишь больше». К счастью, Беларуссия не проходила через период иллюзий, когда процветание страны связывается с ростом числа очень богатых людей. Больше всего в экономику инвестирует государство, и все системообразующие, жизненно необходимые предприятия находятся в государственной собственности. Много молодежи остается жить и работать в селе, где строятся удобные агрогородки. Семьи стараются диверсифицировать хозяйство. Часто один из супругов работает в колхозе, другой – в городе. Между населенными пунктами довольно приличное дорожное сообщение, и регулярно ходит общественный транспорт. Его доступность стала частью социальной политики правительства Лукашенко. Мы проехали на электричке 60 км и заплатили в пересчете на российские деньги шесть рублей. От Гомельской области до Минска билет стоит 170 рублей. В экономике растет частный сектор. Неэффективные колхозы разделяются на фермерские хозяйства. Их государственная поддержка выражается в виде натуральной помощи: нужна техника – получи, требуются удобрения – пожалуйста. Таким образом создается спрос на местную продукцию.
Экономика Беларуси сейчас на подъеме, и большое влияние оказала ситуация с западными санкциями. Иностранный капитал идет в республику, создаются совместные предприятия, продукция которых экспортируется в Россию. Быстрыми темпами развивается туризм, особенно лечебно-оздоровительный. Путевку в санаторий с пятиразовым питанием, расположенный в курортном месте, на 14 дней можно приобрести за 50 тыс. рублей на двоих. И все же для большинства белорусов это дороговато. Многие белорусы приезжают на отдых по бесплатным профсоюзным путевкам. А еще впечатляет строгость исполнения законов. Как-то вечером мы отправились погулять по селу. Слышим вдогонку крик: «Стойте, нельзя, нельзя!» Остановились, ничего не понимаем. Нам приносят специальные знаки на одежду. Без светоотражателей вблизи дорог гулять запрещено, штраф пять тысяч рублей. И следят за этим не только в городах, но и селах, которые, кстати, в ночное время освещены.
При проведении переписи около четырех тысяч жителей Рязанской области в графе национальность указали «белорус». В основном это граждане бывшего СССР, для которых и сейчас границы между двумя странами остаются условными. А с образованием Союзного государства России и Беларуси эти границы приобретают и вовсе символическое значение. Нередко приходится слышать: «Витебск – это в России или в Белоруссии? А Брянск?» Связи Рязанской области и Беларуси крепнут, есть у нас и город-побратим в этой республике – Брест, до которого от улицы Почтовой в Рязани ровно 1100 километров, о чем извещает указатель. Члены культурной автономии «Белорусы Рязани» стараются по мере сил способствовать укреплению дружбы, тут помогают и обмены делегациями, и личные контакты. Результаты есть. Не случайно в числе первых городов, которые посетил новый посол Беларуси в России, была Рязань. Но, пожалуй, лучше всего уважительное отношение к нашему ближайшему западному соседу представителям белорусской национальности удается поддерживать личным примером. Среди них есть люди очень известные, немало послужившие Рязанской области. Помимо Степана Танени, это и председатель регионального отделения ДОСААФ России Михаил Невдах, и генеральный директор многоотраслевой производственной компании КРЗ Константин Мееревич, и директор фонда «Инженерное наследие академика В.Ф. Уткина» Александр Жевняк.
На рабочем столе Степана Танени флажки ВДВ и Беларуси, фигурка медведя с автоматом, наряженного в десантную тельняшку и голубой берет, а еще настольный перекидной календарь с названиями месяцев и дней на белорусском языке.
Месяц ноябрь называется особенно красиво – лiстапад. А под цифрой 7 написано: «Дзень Кастрычнiцкай рэвалюцыi ».
Белорусы не спешили переписывать ни учебники, ни календари, и оказалось, что другим народам есть чему у них поучиться.