В Рязани побывал спектакль-невидимка. Необычное представление привезли артисты Московского театра имени Михаила Булгакова. А первыми посетителями стали воспитанники школы-интерната №26 города Рязани, где учатся ребята с нарушением и полной потерей зрения.
Видео Дмитрия Соколова
Особенность спектакля «Вольке» в том, что его нужно смотреть с закрытыми глазами. На входе в зал каждому выдается светонепроницаемая повязка. С погружения в темноту начинается увлекательное путешествие в мир образов, созданных звуками, запахами, прикосновениями к предметам.
О такой чуткой зрительской аудитории любые театры могут только мечтать, ведь на помощь актерам приходит самый великий волшебник – воображение. Получается, что в одном месте и в одно время играется столько спектаклей, сколько людей в зале. История о мальчике Карле, который преодолевает трудности и совершает свой первый взрослый поступок, оживает в мысленных образах, где царит свобода от условностей: герои выглядят так, как подсказывает фантазия. Действия актеров на сцене также отличаются от привычной игры, потому что и сцены в привычном понимании не существует.
– На первый план выходит то, как ты работаешь с голосом, насколько точно передаешь звуки. И все же этот процесс нельзя свести к простому озвучению. Здесь также важно чувство партнера. Только в слаженном ансамбле могут появиться объемные персонажи, которые легко войдут в сознание присутствующих, – говорит актриса театра им. М.А. Булгакова Янина Исаичкина.
Вместо слов «слушатель» и «зритель» здесь более уместно слово «присутствующий». Смотреть спектакль в собственной голове – это значит быть здесь и сейчас, активно воспринимая сознанием звуки, запахи, шорохи, дуновения воздуха. Если сзади вдруг слышится кашель, это тоже предусмотрено сценарием. Все эффекты производятся актерами за столом под чувствительными микрофонами.
Режиссер-постановщик Екатерина Негруца входит в зал со свежими мандаринами. Ароматные плоды – часть театрального реквизита. Во время спектакля их будут очищать от шкурки, чтобы живой запах создавал атмосферу уютного дома в новогодний праздник.
– Что касается звуковых эффектов, то мы стараемся превзойти все то, что делается в обычном театре, – говорит Екатерина Негруца. – У нас звукорежиссер – полноправный участник спектакля наравне с актерами. То, что он делает с голосом и что актеры вытворяют с микрофонами, подчинено одной задаче – создать многомерный красочный мир – такой же, какой видят люди с нормальным зрением.
Спектакли-невидимки вошли в репертуар театра Булгакова недавно, и сразу у них появилась своя аудитория.
– Мы собирались по вечерам после репетиций, придумывали, находили интересные формы, и так появился этот трогательный детский спектакль. Наверное, для каждого из нас он не сравним ни с какими другими в наших творческих биографиях. Нам так приятно было его сочинять, что мы стали одной семьей. Воспоминания о самых добрых репетициях у меня связаны именно со спектаклем «Вольке», – вспоминает актриса Янина Исаичкина.
Спектакль-невидимка «Вольке» – часть программы благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».
– Мы показываем, что любые виды искусства, в том числе театр, доступны незрячим и слабовидящим людям, – говорит представитель фонда Мария Мельниченко. – Спектакль «Вольке» гастролирует по России. А ребята из рязанской школы-интерната №26 скоро отправятся в Москву на экскурсию в музей современного искусства «Гараж».
Программа благотворительного фонда дает возможность воспитанникам детских коррекционных учреждений пройти лечение в лучших офтальмологических клиниках страны. Есть и случаи полного восстановления зрения. Важно не отчаиваться и преодолевать трудности, как сделал герой спектакля-невидимки.
Пусть даже этот путь в полной темноте.