В преддверии юбилея налоговой службы страны мы попросили руководителя Управления ФНС по Рязанской области Вячеслава Морозова ответить на наши вопросы. Сегодня интервью с ним предлагаем вниманию читателей.
Р.В. – Уважаемый Вячеслав Анатольевич, мы встречаемся в преддверии 25-летия со дня создания налоговых органов Российской Федерации. Очевидны изменения, которые происходят в налоговой службе: она превратилась из почти закрытого ведомства с огромным количеством бумажной волокиты в современную сервисную структуру с ясными правилами работы. Какие, по вашему мнению, основные перемены в деятельности налоговиков произошли за 25-летний период?
В.М. – Государственная налоговая служба создавалась в непростых экономических реалиях 90-х годов. За незначительный, казалось бы, двадцатипятилетний период появились системные законодательные акты о налогах, изменились условия администрирования налоговых платежей. Сегодня мы взаимодействуем с 95% налогоплательщиков в электронном виде, а помните картины 90-х годов, когда к налоговой подъезжала «Газель» с коробками отчетности?
Изменилось оснащение инспекций, они превратились в аналитические центры. На рабочих местах инспекторов есть возможность доступа к более чем 170 информационным ресурсам. Бизнес-процессы налогового администрирования (начиная от регистрации предприятий и заканчивая ведением карточек расчетов с бюджетом) автоматизированы. А ведь в 1991 г. количество ЭВМ у налоговиков Рязани было чуть более 40 на все инспекции.
С течением времени уточнялись полномочия налоговой службы, но главная миссия остается неизменной – контроль за наполнением налогами государственной казны.
Изменилось отношение налоговиков с налогоплательщиками. В историю ушли недоуменные лица руководителей предприятий от внезапно нагрянувших «черных масок» с налоговой проверкой, проведение которой не мог предсказать даже самый опытный астролог. Теперь налоговая служба действует по прозрачным, общедоступным критериям самостоятельной оценки налогоплательщиком рисков назначения выездной проверки.
Безусловно, главная заслуга налоговой службы – формирование профессиональных кадров, если хотите, «взращивание» поколения налоговиков с осознанием значения своего труда и ответственности за работу.
Бюджет – забота общая
Р.В. – В последнее время приходится слышать о проблемных ситуациях, влияющих на поступления налоговых доходов в бюджет Рязанской области. На чем, в первую очередь, сегодня сосредоточены задачи возглавляемых вами налоговых органов?
В.М. – Дело в том, что объем основных налоговых поступлений областного бюджета в целом зависит от состояния экономики региона и соответствующих показателей деятельности налогоплательщиков-предприятий и плюс от эффективности налогового администрирования.
На фоне сложных процессов в экономике, характеризующихся в ряде случаев отрицательной динамикой индекса промышленного производства, налоговые поступления удается удерживать в положительном тренде. Так, за 10 месяцев текущего года налоговые доходы федерального бюджета по налогоплательщикам, администрируемым налоговыми инспекциями региона, составили 7,9 млрд. руб. с темпом роста 102,8%, по консолидированному бюджету Рязанской области – 26,8 млрд. руб. с темпом роста 106%.
На 18% увеличились показатели результативности контрольной работы, по итогам налоговых проверок в бюджет доначислено 1 млрд. 390 млн. платежей. За счет применения мер принудительного взыскания уменьшилась совокупная налоговая задолженность на 2 млрд. руб., что больше прошлого года на 49%.
Для повышения эффективности налогового администрирования мы уделили внимание взаимодействию с подразделениями органов внутренних дел, следственного комитета, прокуратуры, центральными органами исполнительной власти Рязанской области и местного самоуправления.
Определяющей стала реализация плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Рязанской области, утвержденного распоряжением регионального Правительства в 2014 году.
Так, по результатам работы межведомственных комиссий по легализации налоговой базы предприятиями погашено 318 млн. руб. задолженности по НДФЛ, что на 25,7% больше аналогичного показателя 2014 года. По итогам контрольно-аналитической работы уменьшены суммы убытка, заявленного в целях налогообложения, на 273 млн. руб., что в 3,7 раза больше чем в 2014 году. Благодаря широкой информационной кампании и усилиям налоговиков вырос показатель собираемости имущественных налогов с физических лиц до 76%.
Р.В. – Работа налоговиков во многом воспринимается сквозь призму контрольных полномочий, ведь добровольно значительные суммы налогов перечислять в бюджет торопятся не все. Насколько эффективна контрольная работа в нашем регионе, что нового в этом направлении?
В.М. – За последние годы подходы к контрольной работе качественно изменились: теперь это не внезапная налоговая проверка, а, в первую очередь, набор различных методов анализа деятельности налого-
плательщика для выявления налоговых рисков, пресечения уклонений от уплаты налогов. Для этого мы применяем множество инструментов.
И у налоговых органов и у налогоплательщиков есть единые общедоступные критерии оценки рисков, используемые в процессе отбора объектов для выездных налоговых проверок. Основные из них: налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли; отражение в отчетности убытков на протяжении нескольких периодов; опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов; выплата заработной платы ниже среднего уровня по виду экономической деятельности; обстоятельства, свидетельствующие о получении необоснованной налоговой выгоды и т.д.
При выявлении таких рисков налогоплательщикам сначала предлагается уточнить налоговые обязательства, представив необходимые пояснения и документы. И лишь в том случае, когда объяснения окажутся несостоятельными или не соответствующими реальным финансово-хозяйственным результатам деятельности, приводящим к неправомерной минимизации налоговой нагрузки, тогда принимается решение о проверке.
Также для налоговой службы важно не то, сколько доначислили налоговых платежей, а сколько взыскали по итогам проверки (включая все стадии возможного обжалования ее результатов), что по сути и является объективным критерием эффективности налогового контроля.
В этом году налоговиками области проведено 139 выездных налоговых проверок (в том числе 62 с участием правоохранительных органов) и 205 тысяч камеральных налоговых проверок. Средневзвешенные доначисления на одну выездную проверку составили 5,7 млн. руб., что на 24,4% превышают показатель прошлого года. Общий показатель взыскания по результатам таких проверок вырос на 5%.
По понятным законам
Р.В. – В ближайшее время для жителей области произойдут значительные изменения в налогообложении, которые анонсируются на протяжении года. Позвольте попросить вас остановиться на основных нововведениях.
В.М. – Действительно, в 2016 году для налогоплательщиков-физических лиц произойдут существенные перемены, которые планировались на протяжении последних двух лет.
Одна из главных – переход к исчислению налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости. Это решение позволит вовлечь в налоговый оборот 26 тыс. объектов капитального строительства с потенциальными налоговыми доходами более 55 млн. руб. Речь идет об объектах, регистрация прав на которые проводилась без предварительной технической инвентаризации и определения инвентаризационной стоимости: садовые, дачные дома, гаражи; квартиры в новостройках, принятые в эксплуатацию с 2010 г., объекты незавершенного строительства и т.д.
Кроме того, изменится порядок использования налоговых льгот для 15 категорий налогоплательщиков (в Рязанской области это порядка 267 тыс. человек): если раньше от налога освобождались все объекты, принадлежащие «льготнику», то с 2016 г. «льготироваться» будет только один объект определенного вида по выбору налогоплательщика. Также вводится новая система налоговых вычетов, понижающих коэффициентов. Правильно сориентироваться в изменениях поможет «налоговый калькулятор» по предварительному расчету налога, который размещен на сайте nalog.ru.
Изменения произойдут в налогообложении доходов от продажи недвижимости. Со следующего года при продаже квартир или земельных участков с периодом владения до пяти лет, если иное не установлено Налоговым кодексом (например, для продажи недвижимости, полученной по наследству или при приватизации), необходимо будет декларировать доходы по форме 3-НДФЛ и платить с них налог. Напомню, в настоящее время по общему правилу налогообложению подлежат доходы, полученные физическим лицом при продаже недвижимости периодом владения у продавца до трех лет.
Для физических лиц расширяется возможность использования патентной системы налогообложения по 15 дополнительным видам предпринимательской деятельности, таким как производство молочной продукции, хлебобулочных изделий, изделий из кожи и т.д.
Кроме того, садоводов, огородников и дачников ожидает расчет земельного налога в 2016 г. по результатам нового тура кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденного Постановлением минимущества Рязанской области от 23.12.2013 № 20-П.
Р.В. – Вероятно, ни одно другое ведомство не отличается наличием такого количества интернет-сервисов, как у налоговой службы. Какое число «активных пользователей» появилось в нашем регионе и что делать тем, кто далеко не «на ты» с Интернетом?
В.М. – Как вы справедливо отметили, востребованность 42 сервисов на сайте nalog.ru постоянно растет. С этого года сервис «личный кабинет налогоплательщика» наряду с возможностью использования его физическими лицами дополнен «кабинетами» для юридических лиц и предпринимателей. Сервис признан Налоговым кодексом как способ официальной коммуникации между налогоплательщиком и налоговыми инспекциями.
За два года к «личному кабинету» подключились 195 тысяч рязанцев. Функционал «личного кабинета» постоянно растет и позволяет направить в инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ, увидеть характеристики налогооблагаемого имущества и оплатить налоги, подать заявления об использовании льготы и т.д. – в общем, полноценно взаимодействовать с налоговиками без посещения инспекции. Особо выделю сервис «Предоставление сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей», который позволяет получать выписки из реестров в электронном виде бесплатно по запросу любого лица.
Востребованными остаются сервисы «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», «Узнай ИНН», «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», «Обратиться в ФНС России».
С этого года Рязанская область подключена к контакт-центру ФНС России, позволяющему по телефонному номеру 8-800-222-22-22 получить консультацию по вопросам деятельности налоговых органов. И конечно, наш инспекторский состав в современных залах приема всегда готов общаться с налогоплательщиками.
Не могу не отметить, что налоговые органы в 2015 году реализуют проект «Ваш контроль» (vashkontrol.ru), позволяющий гражданину участвовать в бесплатном SMS-голосовании и оценить качество оказанной услуги. Каждая оценка влияет на вывод об эффективности деятельности руководителя налоговой инспекции. Сегодня доля положительных оценок налоговиков области составляет 98%.
Плюс инвестиции
Р.В. – Ваше ведомство включилось в работу по созданию инвестиционно-привлекательных условий для начала бизнеса в Рязанской области. Почему необходимо такое участие налоговиков? Какие результаты вы ожидаете, ведь на первом этапе новое предприятие не всегда способно платить большие налоги?
В.М. – В этой работе мы ориентируемся на национальный рейтинг инвестиционного климата, который составляется Агентством стратегических инициатив и включает показатели эффективности процедур регистрации бизнеса в различных регионах.
Задача налоговиков, реализующих законодательство о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, – обеспечивать работу системы такой регистрации на современном уровне, отвечающем условиям по простому и наименее затратному «входу» в новый бизнес. Для этого в 2015 году разработана «дорожная карта» внедрения лучших практик регионов, вошедших в «топы» оценок бизнес-сообщества по удовлетворенности деятельностью по регистрации новых организаций.
Мы увеличили точки приема документов, подключив к оказанию услуг по государственной регистрации сеть отделов МФЦ Рязанской области, ввели систему мониторинга качества работы налоговых инспекций, эффективным шагом будет бесплатное распространение тиража брошюр «Создай свой бизнес в Рязанской области: путеводитель по ключевым вопросам для предпринимателей».
Напомню, с августа 2014 года на базе межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области открыт Единый центр регистрации, позволяющий сдать документы для регистрации юридического лица или предпринимателя на территории любого муниципального образования.
Нельзя не отметить изменения законодательства, которые вступят в силу с 2016 года. Например, будет введена возможность создавать хозяйственные общества на основании типового устава без его представления в регистрирующий орган, до трех рабочих дней сократится срок регистрации новых юридических лиц.
Ежегодно в налоговых органах области регистрируется около 3,5 тысячи новых предприятий и 4 тысячи предпринимателей. Надеемся, эта тенденция сохранится. Но еще важнее регистрировать новые фирмы не ради количества, а стремиться реализовывать благоприятные условия для создания современных производств, внедрения инвестиционных проектов с рабочими местами, и как результат – роста налоговых поступлений.
Информационная модернизация
Р.В. – Часто слышим о вводе новых программных средств и этапах информационной модернизации налоговых органов. Каким образом изменения в этой сфере повлияли на результаты работы налоговиков?
В.М. – Информационная модернизация налоговых органов – процесс, отвечающий реалиям сегодняшнего дня.
Простой пример: организация имеет контрагентов в разных регионах или несколько филиалов. Для оценки налоговой нагрузки, определения реальности совершения хозяйственных операций с ее участием, проверки обоснованности возмещения НДС необходимо анализировать финансово-хозяйственные операции. С помощью внедренной в этом году автоматизированной системы контроля НДС-2 компании, чья «прозрачность» ведения бизнеса вызывает вопросы, вносятся в специальную базу данных. Мониторинг за «ненадежными» фирмами ведется на межрегиональном уровне, одновременно не отвлекаются ресурсы на проверки добросовестных налого-плательщиков. Информация обо всех операциях, которые проходят с НДС, обрабатывается в электронном виде. Эта система стала подспорьем в предотвращении незаконных схем возмещения НДС.
В ближайшее время завершится модернизация программного обеспечения, используемого для налогообложения граждан. Заработает автоматизированная система «Налог-3», задача которой обеспечить формирование сводного налогового уведомления по всем объектам налогообложения независимо от места их нахождения. Это позволит сократить затраты на доставку уведомлений (только в этом году мы сформировали 937 тысяч почтовых отправлений с налоговыми документами).
Убежден, что будущее налоговой службы за внедрением новых информационных технологий, особенно в таких сферах, как налогообложение контролируемых сделок, прибыли иностранных компаний, оценка налоговой нагрузки транснациональных холдингов.
Р.В. – Какие новые рубежи планируете осваивать в ближайшей перспективе?
В.М. – Как всегда, усилия налоговиков направлены на сохранение положительной динамики темпов поступления налоговых платежей. Но и налогоплательщикам нужно помнить о своей позитивной ответственности за своевременное перечисление налогов. Ведь, как справедливо сказано: наши налоги – это паруса государства, залог движения вперед по пути развития страны.
Р.В. – Вячеслав Анатольевич, разрешите от имени нашей редакции поздравить налоговиков Рязанской области с профессиональным праздником, пожелать достижения поставленных перед вами задач, здоровья и благополучия.