На днях я, как обычно, отслеживал информацию, которая генерируется на разных уровнях. Интересовали прогнозы ситуации в экономике до конца года и другие вещи. И вдруг всплыли по-настоящему любопытные предложения (о них, кстати, на днях поведала «Российская газета»).
Оказывается, появились мнения о возможности сокращения бесплатных медицинских услуг. Есть точка зрения, что будет очень здорово ввести лимиты, за превышение которых пациент должен будет платить. Есть и конкретные предложения по нормативам – бесплатными сделать только 4 вызова «скорой помощи», а также 8 посещений терапевта в год. Все остальное – по строго установленному тарифу. Кроме того, если человек решил попасть в поликлинику после работы или в выходной, то ему придется за это платить отдельно. Платными также предлагается сделать все консультации высококвалифицированных специалистов медучреждения. Короче, если ты больной, то сам виноват. А если можешь терпеть и не вызывать «скорую», – молодец, так держать. А еще поговаривают об отмене визитов участковых на дом, ссылаясь на западную практику, где такого нет. Есть и еще пара инициатив, от которых становится неуютно. Главный вопрос – кто автор? Оказалось, что инициаторами нововведений выступают эксперты научно-исследовательского финансового института Минфина. К медицине и клятве Гиппократа они никакого отношения не имеют. Зато цифры в бухгалтерских таблицах начинают выглядеть ровно, и баланс сходится. В оправдание приводят то, что система фондов обязательного медицинского страхования не справляется с обслуживанием лечебных учреждений.
Что характерно, в вышеуказанном финансовом НИИ комментариев журналистам не дают. Тревогу забило врачебное сообщество, в частности, Институт экономики здравоохранения. Еще бы. Уж кто-кто, а именно врачи понимают, какова будет реакция, а главное – здоровье населения, если хотя бы часть озвученных инициатив вдруг претворят в жизнь. В свою очередь, как пишет «Коммерсантъ», в проекте федерального бюджета на 2016 год, уже рассмотренном Госдумой в первом чтении, расходы госпрограммы «Развитие здравоохранения» снижаются на 11,4%. Но при этом снижение трат бюджета «не может быть компенсировано приростом личных расходов населения, так как в 2015 году, по оценке Минэкономики, реальные доходы населения упали на 4%, а реальная зарплата – на 8,1%», считает председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования Гузель Улумбекова. Требуется сохранить финансирование здравоохранения хотя бы на уровне 2013 года. И даже в этом случае придется выбирать для лечения приоритетные группы населения – в первую очередь, граждан трудоспособного возраста и детей, а на какие-то направления средств все равно не хватит.
Разумеется, весь пакет таких интересных инициатив ученых финансистов не пройдет и подписан не будет. Но где гарантии, что не будет реализована какая-нибудь малозаметная их часть в упаковке из пространных юридических определений? Остается надеяться, что профессиональное медицинское сообщество защитит своих пациентов. Знаменитая фраза «на здоровье экономить нельзя» к этой ситуации имеет самое прямое отношение.