5 декабря в Рязани состоится концерт выдающегося джазового кларнетиста из Норвегии Феликса Пейкли с его квартетом. В 2005 Феликс выиграл премию «Национальная мечта» (National Dream Prize) на норвежском телевидении. Именно с этого и началась его карьера. Музыкант мгновенно стал национальным символом и официальным лицом, представляющим джаз. Он принимает участие как в национальных, так и в международных фестивалях, спектаклях и концертах в Италии, Франции, Германии, Швеции, Дании, Хорватии и Великобритании.
Феликс Пейкли играл со многими ведущими фигурами мирового джаза, такими как Terri Lyne Carrington, Danilo Perez, John Patitucci, Greg Osby, Joe Lovano, Dave Liebman, Eddie Gomez, Herbie Hancock, Jimmy Heath, Wayne Shorter и другими.
В преддверие концерта, который состоится в кафе «Фонтан», мы взяли интервью у выдающегося музыканта.
– Под джазом каждый из музыкантов и каждый из слушателей понимает что-то свое. Для кого-то джаз – это свинг, для кого-то – ничем не ограниченные импровизации, для кого-то – великие шедевры Армстронга или Эллингтона, для кого-то – особое состояние души. Что для вас – джаз?
– Проще говоря, для меня джаз – это путешествие по жизни. Когда во время турне после перелета я отдыхаю в Одессе на берегу Черного моря – для меня это джаз. Когда я в Париже в компании старого друга наслаждаюсь бокалом французского красного вина на Монмартре – для меня это джаз. Когда я разговариваю с абсолютно незнакомым человеком на улице Нови-Сада в Сербии, и под конец он приглашает меня к себе отведать бесподобный домашний обед – для меня это джаз. Когда я солирую на сцене с биг-бэндом в Вильнюсе – для меня это джаз. Джаз – это общение, это все краски мира, это общая платформа, перрон, и остается ответить только на один вопрос: «Куда мы можем отправиться вместе?» Джаз – это образ жизни, рождающий перемены, события и открытия.
– Кларнет – не самый распространенный инструмент в джазе. Как случилось так, что вы играете именно на нем и именно джаз?
– Я начал играть на кларнете в местном оркестре в Осло, когда мне было 8 лет. Наш оркестр был маленьким, в нем не хватало кларнетистов, и, чтобы играть в нем, мне пришлось освоить кларнет. Оглядываясь назад, я могу сказать, что очень благодарен этому счастливому обстоятельству, которое предопределило мой выбор инструмента. В то время как я оттачивал свое умение игры на кларнете, мой дедушка подарил мне альбом великого Бенни Гудмана. Он полагал, что, если я услышу, как кто-то мастерски играет, это может воодушевить меня заниматься с еще большим увлечением. Так оно и вышло! Я был буквально зачарован виртуозной и непринужденной игрой Бенни Гудмана. Он играл яростно, и это просто сносило мне крышу. Я слушал его альбом снова и снова, и выучил все его соло на слух. Вот как я начал играть джаз на кларнете.
– Насколько хорошо в Норвегии обстоят дела с джазом? Поскольку вы решили перебраться в Нью-Йорк, то…
– Норвегия – уникальное место для джаза. Многие великие джазмены живут и творят в Норвегии. Но это маленькая страна всего с пятью миллионами жителей, и такого числа джазовых музыкантов, как в других местах, тут действительно нет. Вот одна из многих причин, почему я сейчас живу в Нью-Йорке. Когда я получил полную стипендию в престижном Музыкальном колледже Беркли в 2008 году, то переехал из Осло в Бостон. Затем, по окончании колледжа в 2012-м, я познакомился и работал со многими выдающимися музыкантами, и желание поддерживать с ними тесные творческие связи, в конце концов, определило мой выбор в пользу Нью-Йорка.
– Где брать новые идеи для творчества? Джазу уже больше 100 лет – казалось бы, все играно-переиграно, и так и эдак, и прямо, и наоборот… Что и как нужно сделать, чтобы найти что-то новое, найти свое лицо?
– Если вы – уникальная личность, знаете, что вам нравится, а что нет, можете отличить хорошее от плохого, хорошо разбираетесь в прошлом, имеете свое мнение насчет настоящего и свое видение будущего, обладаете энергией и волей для воплощения этого видения – то быть творцом для вас не проблема. Просто будьте самим собой. Однажды вы обретете почву под ногами, веские основания для своего взгляда на мир. Кто может стать вами, кроме вас самих? Быть творцом не сложно, если вы – уникальная личность.
– Как сложился тот квартет, с которым вы приедете в Рязань? Как давно вы вместе? Почему именно эти музыканты?
– Я имел удовольствие работать с этими невероятными артистами по отдельности как в Европе, так и в Америке. Долгое время мы разговаривали насчет возможного сотрудничества. И, наконец, решили соединить наши усилия, создать этот проект. Минувшим летом мы впервые выступили как группа, и нас очень хорошо приняли, мы имели успех! Это мультикультурный ансамбль, подобрались участники буквально со всего мира. И именно это делает проект таким интересным.
– Россия, как и Норвегия, – родина всемирно известных композиторов. Скажите, что вы больше всего любите из классической музыки – как норвежской, так и русской?
– Мне нравится, что классическая музыка обеих наших стран смогла завлечь и соединить голоса и души наших народов, культуру и традиции. К примеру, «Петрушка» Игоря Стравинского – одно из моих любимейших произведений в музыке вообще. А любимый норвежский композитор – Эдвард Григ. То, какие музыкальные краски он создает, используя норвежские народные мотивы, – просто не имеет аналогов.
– Что ждет зрителей на вашем концерте в Рязани?
– Путешествие, полное жизни, веселья и радости! «Леди и джентльмены! Пожалуйста, сложите столики, приведите спинки ваших кресел в вертикальное положение, пристегните ремни и присоединяйтесь к нам на этом пути!»
Беседовал Николай Матросов