Новости минувшей недели в мире так или иначе в основном были связаны с тремя темами: поиск и задержание преступников, причастных к парижским терактам, предотвращение возможных террористических угроз, спецоперация в Сирии. Совет Безопасности ООН принял в конце недели по этому вопросу специальную резолюцию, поддержав проект, предложенный Францией. У нас же в стране к этой повестке дня добавилась чрезвычайная ситуация в Крыму, где в ночь на воскресенье было полностью отключено электроснабжение.
Член Совета Федерации от Республики Крым Ольга Ковитиди считает, что ситуацию с повреждением линий электропередач нужно расценивать как теракт и дать жесткий ответ тем, кто стоит за этим. «Они должны понимать, что Россия с ними баловаться не будет».
Впрочем, после подрыва опор ЛЭП правыми радикалами, объединившимися с «представителями меджелиса», у украинских энергетиков забота не только об устранении повреждений на линиях, несущих свет в Крым. Значительно снижена подача энергии и в Херсонской, и в Николаевской областях Украины. Ну а то, что ремонтники не могли приступить к работам после взрывов, свидетельствует об одном: у украинской власти сегодня нет реальных рычагов воздействия на радикалов, пытающихся диктовать свои условия. В противостоянии с ними удар ножом получил полковник национальной полиции Украины. Будет ли Украина искать виновных и накажет ли?
Будут ли привлечены к уголовной ответственности «взрыватели », чье кредо одно – «против»? Прокурор Крыма Наталья Поклонская заявила, что в настоящее время этим инцидентом занимается местное управление ФСБ. Понятно, что безнаказанными такие диверсии не должны оставаться. Но как отреагируют власти той страны, на чьей территории они случились?
Крымчане же и в этой непростой ситуации показали характер: проявили выдержку и умение противостоять провокациям.
…Мы возвращались из Крыма ровно неделю назад. Неформальные встречи, разговоры с местными жителями лишь подтвердили: Крым вернулся в Россию осознанно, добровольно и навсегда.
Водитель такси, подвозивший нас из Алушты до Симферополя, рассказывал, что раньше, «при Украине», вынужден был уезжать на заработки в Москву, иначе невозможно содержать семью, и даже малооплачиваемую работу найти тогда в Крыму было проблематично. Вот и ездил туда-сюда, разрываясь между семьей, домом и работой. Но весной прошлого года позвонили друзья: возвращайся, говорят, теперь и здесь можно работать и зарабатывать. «Появились рабочие места, появились нормальные зарплаты, появилась возможность строить жилье, решать социальные проблемы – что еще человеку нужно?!» – говорит он.
– Ну а как чувствуют себя сегодня крымские татары? – спрашиваем нашего собеседника.
– Нормально чувствуют все те, кто здесь живет и работает. Недовольные не здесь живут, это приближенные к киевской власти, их не много, но они пытаются делать заявления якобы от всех крымских татар.
Это, так сказать, взгляд изнутри. Но, собственно, о том же говорят и мнения специалистов. Директор Центра политических исследований Финансового университета, эксперт Павел Салин приводит в своих комментариях такие данные: 70-80 процентов крымских татар сегодня абсолютно аполитичны и заняты собственным бизнесом в сфере туризма и отдыха на полуострове. А если учесть, что минувший сезон в Крыму был одним из самых «урожайных» на отдыхающих за последние четверть века, то, значит, и у них дела пошли в гору после спада. Еще одна наша собеседница – Валентина, работающая в киоске «Союзпечати» в Алуште, подтверждает: до ночи не могли закрывать точки, торгующие сувенирами, – такой был наплыв туристов, курортников. Возвращаются люди в Крым – в Алушту и Судак, в Евпаторию и Коктебель, в Ялту и Феодосию.
У Крыма сегодня немало проблем. Среди главных – транспортная и энергетическая. Они решатся не сразу, но обязательно решатся, невзирая на те препятствия, что пытаются чинить, – свет ведь всегда сильнее тени, как бы ни хотелось кому-то его вырубить..