04:56 МСК
Воскресенье
25 / 09 / 2022
1293

Учитель или «ресурс»?

Нынешняя реальность и возможные «плоды просвещения»
Фото Ирины Толстовой
Фото Ирины Толстовой

Проблемы школы находятся, вероятно, в числе самых болевых точек в нашем обществе, суждения о ее настоящем и будущем порою очень противоречивы: если одни выступают за дальнейший ход модернизации образования, то другие считают за благо этот процесс свернуть. Тем не менее жизнь идет вперед, научно-технический прогресс проникает во все ее сферы, в том числе и образовательную, где важное значение имеет подготовка, а также переподготовка педагогических кадров. Что в этом деле появилось или может в скором времени появиться нового? С таким вопросом я обратилась к директору центра мониторинга и сопровождения образования г. Рязани Ольге Сергеевне Васиной, и вот о чем она рассказала.

О.В. – В ближайшее время для обучения педагогов и всех желающих может быть использован так называемый формат «24 к 7», который предусматривает круглосуточное использование интернет-ресурсов семь дней в неделю. Для этого необходимо оцифровать все информационные источники, что и будет сделано в течение ближайших лет. И тогда каждый желающий может иметь к ним доступ из любой точки, подключенной к сети Интернет. Педагог может в таком случае обучиться чему-то индивидуально, то есть выбрать то, что ему интересно и, как он считает, необходимо. Или пройти специально разработанный дистанционный курс и получить свидетельство о повышении квалификации из образовательного учреждения, не выходя из дома, не вставая с рабочего места.

Многое для этого уже сделано. И недавно мы с коллегами прошли дистанционные курсы в Ярославском центре повышения квалификации педагогов по вопросам организации дополнительного образования по направлению технического творчества. Мы слушали лекции, общались с преподавателями, но все это – дистанционно, не выезжая из Рязани.

В настоящее время ведущими вузами страны разработан проект-форсайт «Образование – 2035» (форсайт – в переводе с английского «видение, технология будущего»), и то, о чем я вам рассказала, находится как раз в русле прогнозируемых явлений, необходимость которых понимаешь и принимаешь, хотя некоторые другие мысли в этом документе я, например, принять никак не могу.

Но будущее придет, оно обязательно изменит наше общество, школу, и какие-то новые тенденции, повторяю, уже видны. Раньше учитель был нацелен на то, чтобы, главным образом, давать знания. Сегодня, когда информационные возможности настолько расширились, надо учить ребенка самостоятельно получать знания и в то же время анализировать их необходимость и ценность. И вот в связи со всем этим сотрудники нашего центра постоянно думают над тем, какие формы наилучшим образом помогут педагогу усовершенствовать свой профессионализм…

Р.В. – Что же вы теперь можете предложить, кроме классики «жанра»: лекций, семинаров, коллоквиумов?

О.В. – Различные альтернативные формы. Одна из них, например, очень похожа на процедуру аттестации. Все мы знаем, как она проходит. Эксперты приходят на занятия к педагогу, смотрят, дают оценку и рекомендации на будущее, и это бывает раз в пять лет. А мы предложили учителям и воспитателям детских садов такую форму усовершенствования своего опыта: эксперты оценивают занятия по видеозаписи два раза в месяц в течение года. Рекомендации даются в центре после каждого ее просмотра, и педагог таким образом действенно повышает свой профессиональный уровень, в первую очередь – профессионализм практика. Такой проект был впервые осуществлен в прошлом году и очень хорошо себя зарекомендовал – особенно у тех, кто только начинает педагогическую работу, у кого был в ней перерыв, кто должен пройти переаттестацию.

Вошли в нашу работу интернет-педсоветы, которыми, я думаю, сегодня уже никого не удивишь. Эта форма выросла из кустовых педагогических совещаний, которые мы лет 10–15 назад проводили по определенной теме на базе какого-то одного учреждения, куда подходили, съезжались представители нескольких других школ. Теперь те же самые собрания проводятся по скайпу, формы их самые разные: обсуждения темы, мозговой штурм, дискуссия, презентация опыта и т.д.

По-новому мы решили в этом учебном году проводить и городской методический конкурс. Обычно конкурсные испытания включают в себя представление опыта, написание статьи, конспекта урока и т.д. Мы решили сделать иначе. На первом туре (он уже завершен) конкурсанты должны будут представить жюри развернутые ответы на вопросы, связанные с проблемами современного российского образования. На втором туре те, которые пройдут на него по баллам, станут решать определенные педагогические или управленческие задачи. Для этого будут даны некие начальные условия, а конкурсанты опишут схемы развития данных процессов. Нам кажется, что такая форма проведения конкурса будет и более интересной, и поможет в поиске творческих педагогов.

Р.В. – Ольга Сергеевна, проект «Образование-2035», который вы упомянули и который можно увидеть в Интернете, вызывает у пользователей разноречивые суждения. И вы сказали, что не все прогнозы в нем принимаете. Что именно?

О.В. – Например, то, что учитель из образования уйдет, его вполне может заменить техника.

Лет восемь назад мы, проводя одно исследование, задавали старшеклассникам вопрос: «Что для вас современный учитель»? И один юноша сказал: «Учитель – это, прежде всего, человек». Тогда мы еще не в полной мере могли оценить значимость этих слов, а вот сейчас, наверное, настало время серьезно задуматься над ними. Да, учитель – это не какой-то сверхсовершенный робот, не виртуальное существо, не ресурс. Это реальный живой человек, который ребенку нравится, которого он уважает, которому может открыть душу, и всем этим он ему как раз необходим.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 220 (5014) от 25 ноября 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Мистер «Политех»

Первые в круговом движении

Лучшие социальные проекты для молодежи Рязанской области получили финансовую поддержку

Для поддержки аграриев
Компания ТехноНИКОЛЬ запускает новую линию по изготовлению субстратов из каменной ваты
Валентина Севостьянова
Когда труд под охраной
Можно избежать многих спорных вопросов в отношениях работников и работодателей
Валентина Севостьянова
Читайте в этом номере: