07:23 МСК
Среда
08 / 07 / 2020
1335

Безмолвная память?

На улицах Рязани нужен художественно-исторический ликбез
Автор фото: Дмитрий Осинин | Безмолвная память?
Фото: Дмитрий Осинин.

Мы часто не осознаем, что окружающая нас городская среда, предметный мир тесно связаны с искусством. Это только кажется, что люди живут вне искусства. Конечно, мы не мыслим себя без книг, кино, музыки, живописи… Но нельзя исключить влияния на нашу жизнь архитектурного убранства улиц, площадей, скверов, где мы ежедневно соприкасаемся с творениями зодчих, дизайнеров, скульпторов, художников-прикладников. Пластические искусства наполняют нашу городскую среду обитания высоким смыслом, очеловечивают ее.

Скульптура создает особую атмосферу города, его внутреннюю культурную среду. Вспомним хотя бы, что многие остановки городского пассажирского транспорта в Рязани носят имена поставленных рядом памятников. Например: «Памятник Г.К. Петрову», «Памятник И.П. Павлову», «Памятник Федору Полетаеву». Скульптурные памятники установлены знаменитым людям. Они как «жители» нашего города, только бессмертные, в отличие от нас.

Если в музее скульптуру называют именем художника, то уличный памятник горожане чаще – именем изображенного. Это память о человеке, высеченная в камне, отлитая в бронзе. И дело не столько в материале, сколько в стремлении людей сохранить благодарную память о ратных и трудовых подвигах своих предков и современников, прославивших Отечество умом, талантом, героизмом. Это напоминание о важных исторических событиях страны, рязанской земли, города. У каждого монумента есть автор, запечатлевший для потомков образ героя, имя которого незаслуженно остается в тени.

Пройдемся по улицам Рязани, и мы увидим немало памятников, скульптур, мемориальных знаков, рассказывающих о знаменитых людях, достойных уважения и гордости. Нередко случается, что в повседневной череде забот и дел, суете нам порой некогда остановиться около памятника, проходим мимо. А жаль. Зримый облик человека, увековеченный ваятелем в бронзе или граните, хранит светлую память о нем. Взгляни, внимательно рассмотри памятник, и тогда жизнь пластического образа откроет массу новых ярких впечатлений и тем для размышлений. Овладеть искусством скульптуры – нелегкий труд ваятеля, а умение видеть ее художественные достоинства – интересное, непростое дело для зрителя, требующее от него эмоциональных, нравственных чувств, исторических знаний, эстетического опыта.

Что мы знаем о памятниках, находящихся в нашем городе? Кому установлен памятник? За какие заслуги перед Отечеством, городом, краем? Кто автор исполненной работы? Когда был открыт этот памятник? На многие вопросы трудно, а порой и невозможно ответить. Хорошо, если зритель проявит любопытство, не поленится и попытается узнать, внимательно изучит памятник, найдет какие-то интересующие его сведения, почитает краеведческую литературу или заглянет в Интернет.

А если этого не случится? «Давайте разберемся, отчего юные рязанцы игнорируют свою историю?» – пишет юная журналистка Дарья Годлина на страничках журнала «Ступени» №3, 2015 г. – Неинтересно. Скучно. Лень… Сколько еще отговорок можно придумать? Как известно, без прошлого нет будущего. Если так, то получается, наше будущее – пустота. Кто виноват и что делать? Как привить молодежи интерес к истории родного города? Может, вешать больше баннеров на остановках с фотографиями и подвигами героев?» Да, несомненно, пропаганда художественных, исторических, культурных знаний необходима, и ее несут памятники на улицах нашего города.

Но чаще всего памятники безмолвствуют, скромно скрывают от жителей города свою историю. И мы до обидного мало, порой ничего не знаем об увековеченной личности, расписываясь в своем невежестве и бескультурье. А зря! Необходимо и полезно было бы установить в охранной зоне памятника табличку, где сообщались бы важные сведения о деятельности героя, с указанием авторского коллектива исполнителей: скульптора, архитектора, строителей, принимавших участие в сооружении данного объекта культуры.

Так, в 2007 году в центре города, на пересечении улиц Ленина и Почтовой, у Рязанского почтамта установили величественный памятник Евпатию Коловрату скульптора Олега Седова. На вздыбленном коне взметнулся в бой рязанский боярин, легендарный воевода, чтобы отомстить хану Батыю за разоренную Рязань. Выразительный абрис коня, остановившегося на краю каменистого холма-пьедестала, фигура богатыря отражают бурную динамику, страсть, героизм защитника родной земли.

До недавнего времени на памятнике не было никакой информации, пока не появилась уже позднее на боковом склоне бронзовая надпись «Евпатий Коловрат». Эта личность героическая, но известная далеко не всем, хоть и в школе изучали. Многое люди со временем все быстро забывают. Спасти память от забвения помогла бы здесь справочная таблица, указывающая событийные факты рязанской истории, раскрывая авторство памятника – называя скульптора, архитектора, так интересно воплотивших идею памятника.

В городском парке установлен бюст Петру Петровичу Семенову-Тян-Шанскому. Имя известного ученого, географа, путешественника мало известно многим рязанцам, гуляющим в парке. Если у них возникнет интерес к представленной личности, ничего не узнают. Зато на блестящей медной табличке прохожий посетитель прочитает, что это дар жителям города Рязани, переданный Главой Российского Императорского Дома Великой Княгиней Марией Владимировной в 2014 году. Все остальные интересующие вас сведения остаются тайной для непросвещенного человека.

На памятнике композитору А.В. Александрову, выдающемуся уроженцу рязанского края, автору Гимнов Советского Союза и Российской Федерации, недавно установленном в сквере по улице Советской Армии в Дашково-Песочне, мы не найдем имя скульптора, указаны только имена благотворителей. Разве скульптура не имеет автора? В этой тайне мы усматриваем неуважение к произведениям искусства, а точнее – наше бескультурье.

Наверное, у многих горожан и туристов вызывает недоумение памятник И.П. Павлову, стоящий перед филармонией. Но если бы информационная табличка сообщала, что памятник академику Павлову был открыт в дни юбилея академика в 1949 году, когда еще тут не был построен летний театр, то такие вопросы бы не возникали.

Площадь имени генерала армии В.Ф. Маргелова, органично объединившая три воинских мемориала, строга, торжественна, красиво спланирована. Здесь хочется помолчать, вспомнить славных защитников Отечества, нашей мирной жизни, поклониться их светлой памяти. Кому принадлежит заслуга в решении ландшафтного дизайна? Кто является скульптором добротного памятника легендарному командующему ВДВ? Откуда такое неуважение к труду художников, почему замалчивается имя творца?

И так, почему многие памятники нашего города оказываются безымянными? Хорошо ли мы сохраняем память о замечательных рязанцах? Как мы можем больше узнать о них? Еще А.С. Пушкин писал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

Культурное просвещение достопамятных мест Рязани будет лишь способствовать развитию духовных интересов жителей города. Такой художественно-исторический ликбез очень нужен туристам, гостям и жителям города. Тогда и среди подрастающего поколения, учащейся молодежи было бы поменьше обиженных историей людей, не помнящих своего родства, повысился бы интерес к жизни и деятельности знаменитых рязанцев, заслуживших нашу память, уважение и гордость, увековеченных на площадях, в скверах, парках города. Повысить интерес к истории, утвердить в памяти грядущих поколений те ценности и идеалы, которые для общества являются непреходящими, воспитание чувства патриота – об этом должны говорить и напоминать нам, ныне живущим, и будущим поколениям памятники.

Станислав Анфимов,
заслуженный учитель России

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 222 (5016) от 27 ноября 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Не просто жилец, а право имею
Давно ли к вам в дом забирались воры?
Михаил Скрипников
Увидел – и запало в душу…
Творчество непрофессиональных художников основывается на чувствах и природном таланте
Вероника Шелякина
Читайте в этом номере: