Больше года в Рязани ждали этого события. Концерт композитора с мировым именем, народного артиста России, лауреата Государственных премий в области литературы и искусства России Эдуарда Артемьева состоялся в Рязанской областной филармонии.
Видео Дмитрия Соколова
С тех пор, как на торжественном закрытии Тарковских чтений 2014 года состоялся концерт «Музыка мирового кинематографа», на котором целое отделение звучала музыка Эдуарда Артемьева, идея создания программы из произведений этого композитора не оставляла дирижера Рязанского губернаторского симфонического оркестра Сергея Оселкова. Результатом огромной работы нескольких музыкальных коллективов и солистов стала программа «Утомленные солнцем» из цикла «Музыка нашего кино». В зале присутствует автор, и это добавляет «особый градус» культурному событию.
Свою атмосферу создает киноэкран, ведь вся музыка, звучащая в этот субботний вечер, создавалась композитором не для концертного зала, а для жизни «в кадре». В кино обычно ходят «на режиссера», или «на актера». В Рязанской филармонии киномузыка Эдуарда Артемьева перед слушателем предстала крупным планом.
В первом отделении звучала сюита «Щелкунчик и Крысиный король» П. Чайковского – Э.Артемьева. Кроме симфонического оркестра, в исполнении сюиты приняли участие Рязанский камерный хор (руководители И.Антонова и А.Ракин), лауреат международных конкурсов, солист Ярославской государственной филармонии Александр Суханов (баритон) и юные солисты-вокалисты из Рязани Яна Марон и Иван Бричиков. Те, кто видел фильм «Щелкунчик» А.Кончаловского, составили о нем свое впечатление, но крупный музыкальный план саундтрека, переработанный в музыкальную сюиту, произвел на слушателей ничуть не меньшее впечатление. Артистизм певцов и яркая театральность оркестрового сопровождения заставили зрителей забыть, что музыка создавалась для экрана. Музыка рисовала образы звуком!
Сегодня Эдуарда Артемьева во всем мире знают как серьезного исследователя и конструктора новых звуковых моделей. Но то, что композитор совметно с инженером Евгением Мурзиным, создателем одного из первых в мире синтезаторов, совершили прорыв в музыкальных технологиях, сравнимый по масштабу с выходом человека в космос, по-прежнему остается для широких кругов малоизвестным фактом. Эдуард Артемьев говорит об этом так: «Технология и техника, которыми располагает в настоящее время и оперирует электронная музыка, дает нам почти абсолютную власть над звуком и пространством».
Властелин звука композитор Эдуард Артемьев не допускает в своей работе никаких ограничений, при этом признается, что работает по зову сердца. И на зов его сердца откликаются миллионы людей – стоит только зазвучать музыке из фильмов «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Доктор Живаго», «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем», «Солнечный удар»…
На концерте в Рязанской филармонии состоялись премьеры – исполнение двух частей нового произведения, работа над которым продолжается в настоящее время. Рязанский камерный хор и лауреат международных и всероссийских конкурсов, студентка Рязанского музыкального колледжа им. Г. и А. Пироговых Софья Цыганкова (сопрано) исполнили «Dies Irae» и «Lacrimosa» из Реквиема.
Осталось ответить на вопрос читателей о том, что связывает известного композитора с Рязанью. Что вновь и вновь заставляет приезжать сюда вместе с членами своей семьи? Композитор Эдуард Артемьев жил в детстве в Рязани. Здесь с 1945 по 1953 год жил его отец. Работа с режиссером Андреем Тарковским еще больше сблизила его с рязанской землей. Тарковский считал село Мясное Путятинского района лучшим местом на земле для жизни и для работы. Музыка к фильмам «Солярис» и «Сталкер» в 70-е годы открыла новую эру киномузыки – космос внутри человека.
По мнению Эдуарда Артемьева, уже в недалеком будущем кинематограф ждет революционный скачок. Технические возможности и развитие голографии могут преобразить его до неузнаваемости, превратить в мистерию. А миссию объединения всех искусств и даже рождения нового человека возьмет на себя Интернет. Уже сейчас можно наблюдать, как человечество собирается в единый организм благодаря Всемирной сети, и это похоже на рождение Адама.
Концерт получился широкоформатным, объемным по содержанию, но закончился очень неожиданно. Песня из репертуара Валерия Леонтьева «Дельтаплан» на музыку Эдуарда Артемьева словно приподнимала над землей и открывала мир с высоты птичьего полета.
2016 год объявлен Годом кино, значит, можно надеяться, что киномузыка Эдуарда Артемьева зазвучит в Рязани снова крупным планом. И перед нами откроются просторы звуковой вселенной.
Ирина Нестерова