В новостном потоке этой недели особенно больно отозвалось известие об уходе из жизни режиссера Эльдара Рязанова. Скорбь, как и по любому другому человеку, сожаление об утрате талантливейшего режиссера, печаль – это все естественно, понятно. Тревожно оттого, что ушел еще один носитель, хранитель и «распространитель» культурного кода, производитель целебного эликсира для наших душ.
Александр Сергеевич советовал: «Как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро». А можно просто посмотреть любой фильм Рязанова, даже в самом грустном из его сюжетов, как, например, в «Вокзале для двоих», «Небесах обетованных», «Жестоком романсе», «Забытой мелодии для флейты», вдоволь почерпнешь и света, и тепла, и радости, оттаешь, согреешься. Как если среди гула, лязга, однотипных грубых звуков сегодняшней техногенной улицы вдруг у кого-то из машины зазвучит музыка Таривердиева или Артемьева, так и от картин Эльдара Рязанова легче дышится, все добреет вокруг. Не жизнь, а именины сердца! Мы давно говорим словами героев его фильма.
Отечественный кинематограф XXI века не может похвастаться успехами проката своих произведений на широком экране. Пеняет то на недостаточность наших технологий в сравнении с голливудскими, то на дурной вкус зрителя, которому, кроме экшена, ничего не надо. Думаю, причины в другом. Нам была задана высокая планка, дотянуться до которой пока никак не получается. Например, одними из самых кассовых фильмов последних нескольких лет стали «Адмирал», «Вий», «Сталинград», «Черная молния», комедии «Каникулы строгого режима» и «Любовь-морковь», ряд других. На отсутствие спецэффектов и высоких технологий здесь зритель пожаловаться не может. Да и фильмы, откровенно говоря, в целом неплохие. Но, посмотрев один раз, вряд ли будешь возвращаться к ним еще. А вот «Ирония судьбы, или С легким паром», «Гараж», «Служебный роман», «Старики-разбойники» лежат на дисках, где-то на кассетах, в домашних видеотеках у многих, их продолжают смотреть, смеяться, в том числе и те, кто в силу возраста, может быть, и не всегда понимает соль иронии над бытовыми несуразицами советской России. Фильмы Рязанова – как лечебная таблетка, их можно принимать на ночь, и будешь спокойно спать и видеть хорошие сны.
Не получается пока дотянуться до рязановско-данелиевского уровня. Вероятно, масштабы личностей не те, ведь человек, как в зеркале, отражается в итогах своего труда. Недаром все чаще появляются ремейки фильмов того, большого советского кинематографа. Правда, как бы ни хвалили вторые «Иронию судьбы» или «Служебный роман», они лишь очень бледное подобие оригиналов. И вот что еще интересно. Первую «Иронию судьбы» не страшно показывать детям любого возраста, и в голову не придет промаркировать фильм 16+. Трогательный перебравший Лукашин в исполнении Мягкова дурному не научит. При всем уважении к Константину Хабенскому, его Лукашин куда менее симпатичен и беззащитен, да и сегодняшнему Ипполиту очень недостает интеллигентности Яковлева, как и трудно поверить в искренность «трагедии» Калугиной-Ходченковой в современных условиях. Ушла глубина, а вслед за ней и шарм, и притягательность. Можно ли научиться делать кино, подобное «Гусарской балладе» или «Карнавальной ночи», знал ли Эльдар Рязанов какой-нибудь секретный код? Очень хочется, чтобы ответ на эти вопросы был утвердительным, а мэтр передал тайны ремесла последователям.